Fokker Dr. I (19 фото)
Категория: Авиация
21 февраля 2017
Нет-нет, ни в коем случае не умаляю легендарности цеппелинов, сопвичей, муромцев, альбатросов и прочих заслуженных пионеров воздушной войны, но, по-моему, особая харизма досталась именно этому аэроплану. Связано ли это с братьями Рихтгофенами или особенным отношением кинематографистов – не знаю, но эпические «собачьи свалки» не экране без участия «драйдеккеров» воспринимаются с ощущением некоторой недосказанности)
Видимо, этим руководствовались, скажем, создатели "Эскадрильи Лафайет", явно в ущерб исторической достоверности. Как бы то ни было - присутствие в кадре легендарной этажерки добавляет действу эпичности.
Недолгая, но яркая (во всех отношениях, если вспомнить «Der Fliegende Zirkus» Jasta 11) карьера Dr.I началась в конце апреля 1917 г., когда знаменитый Антон Фоккер – единственный авиаконструктор, лично общавшийся с боевыми пилотами – выехал в очередной раз на фронт, в расположение Jasta 11, где имел содержательную беседу с бароном Манфредом фон Рихтгофеном, в особом представлении также не нуждающемся. Барон рассказал, что 20-го апреля провел учебный бой между своим Альбатросом D.III и трофейным трипланом Сопвич, и оппонент на триплане не оставил барону шансов ни в атаке, ни в маневре. В подтверждение своих слов Рихтгофен специально для гостя повторил бой и дал возможность осмотреть трофейную машину.
Рихтгофен и Фоккер (за рулём)
Апрель 1917-го. Барон на фоне своего D.III
Уже 13 июня Фоккер выдал задание Р.Плацу, возглавлявшему бюро прототипов, на переделку в триплан строящегося образца нового биплана. Следует отметить, что в описываемый период времени предприятие Фоккера находилось в кризисе - Имперский военно-воздушный инспекторат лишил его военных заказов. Возможно, причиной тому послужил удручающий дефицит мощных двигателей - Albatros Flugzeugwerke, прямой конкурент Фоккера, пользуясь своими связями в военном ведомстве, прибрал к рукам практически все шестицилиндровые 160-тисильные рядные «Mercedes D.III» (или F1466), вынудив Фоккера ставить на свои новые аэропланы малоперспективную девятицилиндровую «звезду» Oberursel U.I (110 л.с.).
Нужен был прорыв, чтобы не пробить, как принято нынче выражаться, очередное дно...
Впрочем, упорства и энергии Фоккеру было не занимать – в конце июня новый триплан, унаследовавший от биплана обозначение Fokker D.VI с заводским номером 1661, проходил испытания. Как водится, британская разведка уже 2-го июля получила в свое распоряжение технические данные новой машины, вызвавшие скепсис в отношении её совершенства. Но сведения слегка запоздали - неутомимый Фоккер к этому времени уже изменил размах крыльев, усилил триплановую коробку, соединив лонжероны каждого крыла подкосами, оснастил балансирами элероны и рули и вооружил машину двумя пулеметами.
Британцы изучают ерофейный LMG 08/15 Spandau 7.92
Тут-то, собственно, и возник интерес инспектората к машине Фоккера – ему предложили финансирование. Очевидно, на решение бюрократов повлиял отчет лейтенанта Вернера Фосса об испытаниях триплана, пестривший позитивными оценками. Таким образом, Фоккер получил доступ к «мерседесу», хотя заданием инспектората предписывалась постройка образцов как со «звездой» воздушного охлаждения, так и с рядным водяного. Два триплана были готовы 16 августа 1917г., а уже 19-го были поставлены в Бельгию, в Маркебеке, где квартировалась 1-я истребительная эскадра (Jagdgeschwader 1).
Вернер Фосс.
С этого момента начинается военная карьера Dr.I. Один триплан достался барону фон Рихтгофену, второй – его другу Вернеру Фоссу. 28 августа состоялся показ новой машины пилотам 4-ой армии (в демонстрации возможностей истребителя принял участие лично Фоккер), а уже утром 1 сентября состоялся первый боевой вылет: в 8.00 Манфред фон Рихтгофен сбил над линией фронта британский корректировщик. Впрочем, драматические боевые испытания новой машины закончились довольно быстро: 6-го сентября взамен ушедшего в отпуск Рихтгофена его машину получил командир Jasta 11 Курт Вольф, который был сбит в воздушном бою 15 сентября. Неделей позже не посчастливилось и Вернеру Фоссу – он получил пулю в «собачьей свалке», его аэроплан упал за линией фронта и был тщательно изучен британцами. Любопытная деталь - в их отчете говорилось, что на машине Фосса был установлен двигатель «Рон» с заводским номером 6247, это означало, что двигатель сняли с британского «ньюпора-17», пропавшего без вести 11 сентября (!). Эти трагедии, как оказалось, были только началом драматического пути Dr.I к званию «лучшего». Пока Фоккер с энтузиазмом экспериментировал со своим детищем, строя опытные образцы, то оснащая их биротативным 11-и цилиндровым Siemens-Halske Sh.III и четырёхлопасным винтом, то вообще превращая в пятиплан (трипланная коробка была смещена к винту, а бипланная за кабину пилота - на этом образце Фоккер лично совершил два полета), на фронте карьера «драйдеккера» строилась , мягко говоря, не лучшим образом.
Барон и Jasta 11
Dr.I - трофей британцев
20 октября 1917г. эскадрилья Jasta 11 получила 11 трипланов, 6 машин получила Jasta 15. 30 октября 1917 года лейтенант Гюнтерман, командир Jasta 15, написал в своем дневнике: "Я надеюсь, что мы сможем иметь больший успех, чем эскадра Рихтгофена, где Вольф и Фосс погибли". Увы….В тот же день его Dr.I на высоте 700м над аэродромом во время исполнения пилотажной фигуры начал разваливаться в воздухе и рухнул. Гюнтерман от полученных травм скончался на следующий день. В тот же день потерпели аварию братья Рихтгофены – Лотар совершил вынужденную из-за отказа двигателя, в двигателе Манфреда, решившего приземлиться рядом с братом, оторвался один из цилиндров. На следующий день – еще одна катастрофа и смерть - лейтенант Пастор из Jasta 11.
Знаменитые Ungl?ck-фото с Dr.I (хронология разная):
13 марта 1918г. (машина Лотара ф.Р.)
30 октября 1917г. (машина Гюнтермана)
Машина л-та Пастора.
На трипланах запретили летать. Назначенная комиссия пришла к выводу, что конструкция крыла не выдерживала нагрузок, создаваемых элеронами. Привлеченный к испытаниям Рихтгофен осуществил длительный полет на малой высоте с максимальной скоростью. Обшивку крыла вскрыли и обнаружили недопустимое содержание конденсата, критически влиявшего на клеевые соединения. Комиссия рекомендовала Фоккеру покрывать внутренние поверхности крыла морским лаком, конструктор оснастил крыло вентиляционными пистонами и клапаном для выхода воздуха. 28 ноября 1917г. выпуск трипланов возобновился. Все ранее поставленные в войска машины модернизировали.
Хотя Dr.I был медленнее некоторых своих оппонентов, в маневренности и скороподъемности равных ему в небе Первой мировой не было. Сам Фоккер на это замечал: "Триплан поднимался так быстро и был настолько маневренен, что никто не отметил того, как медленно он летал".
Среди поклонников «драйдеккера», не желавших пересаживаться на новый Fokker D.VII, был четвертый в списке германских асов Йозеф Карл Петер Якобс (48 побед), вылетавший в одиночку на своем черном триплане в свободную охоту и использовавший отчаянную суицидальную тактику – он позволял противникам заходить в хвост, после чего со стремительным разворотом атаковал их.
Якобс и его чёрный триплан.
Концом боевой карьеры Dr.I можно считать июнь 1918г. – командование ВВС вывело остатки трипланов из боевых частей и превратило их в учебно-тренировочные самолеты. После войны согласно положениям Версаля, практически все Dr.I были уничтожены, но французы, британцы и американцы, которым удалось полетать на «драйдеккерах» в авиашколах, неизменно с восхищением отзывались об этом легендарном самолете.