Последний заповедник 677-х ЛиАЗов (20 фото)
Категория: Ностальгия
25 января 2017
На арзамасской автостанции
С момента предыдущего визита, который был аж 3,5 года назад, утекло немало воды: из 50 старых ЛиАЗов, работавших тогда, выжила ровно половина. В инвентаре предприятия числится 25 "луноходов", из них каждый день на маршруты выезжает порядка двадцати автобусов-ветеранов — неплохой показатель для машин, отпахавших уже три оговоренных заводом срока службы.
На Соборной площади — главном транспортном узле Арзамаса. Здесь пересекаются все, или почти все основные городские маршруты
677й на узких улочках уютного Арзамаса
Увы, по городу активно "плодятся и размножаются" автобусы, для городов не предназначенные: заметно выросло количество ПАЗиков, которые созданы для работы в деревнях, а не внутри городов. Но что поделать — таков тренд последних двух десятилетий… Прибавилось и ЛиАЗов следующего поколения, семейства 5256: за счёт покупки отставленных автобусов в Москве, теперь уже их количество превысило полсотни (ПАЗиков — чуть больше тридцати)
Бывший московский ЛиАЗ-5256.
Такие машины, в варианте с дизелем КамАЗ-740, в небольших количествах покупали для Зеленоградского автокомбината; в силу простоты устройства и доступности запчастей, транспортники Арзамаса выгребли все имевшиеся их остатки
Арзамасские ЛиАЗы — настоящие долгожители: серийный их выпуск в Ликино-Дулёво свернули ещё в августе 1994 года, а самому молодому образцу, построенному Борским АРЗ, в 2017 году исполнится 21 год. Авторемонтный завод на Бору же занимался и продлением жизни этим автобусам: все машины проходили капитальные ремонты в заводских условиях, в том числе — с "заменой кузова" на новый.
Такой вид на автостанции в наши дни может свести с ума
Удивляет и другое: при весьма неглянцевом внешнем виде, чего уж греха таить, машины работают исключительно тихо и ровно. Капризные львовские "автоматы", которые имеют свойство безвозвратно выходить из строя (их производство давно ликвидировано, а запчасти не выпускаются), сохранены на всех машинах. Видимо, в обращении с их агрегатной частью местные транспортники достигли совершенства.
Луноход в типичной окраске Борского АРЗ
Аккуратная хозяйская машина, да ещё и с удачно выпавшим номером
Этот Луноход построен Борским АРЗ из ликинского машинокомплекта: об этом говорит уже чёрная ''ремзаводская'' обивка сидений, но всё ещё ''деревянный'' оргалит потолка
На табличке указана дата выпуска — ноябрь 1992. Ровно на месяц младше меня самого
В кабине — простой ЛиАЗный шик.
Удобный руль от Икаруса, одеяло на капоте, служащее для шумоизоляции, вентилятор и ''розочки'' там и тут. Бытовой выключатель — вместо пневматического крана управления дверьми, который находился под левой рукой водителя, в углу. Отдельно отмечу — машина на пропане, о чём говорит пультик ГБО под блоком кнопок.
Задний бампер — уже самодельный. Видны и попытки укрепить устающий с годами кузов
По соседству — последний в Арзамасе ЛАЗ-695Н
Вопреки общей тенденции, ЛАЗы вымерли быстрее ''луноходов''; обыкновенно, благодаря меньшей прожорливости, отсутствию ''автомата'' и пневмоподвески, они держатся дольше.
В последнее время и на самом предприятии взялись за реанимацию "луноходов". Вот это, например, самый свежий на сегодня экземпляр, только-только вышедший с капремонта:
ЛиАЗ обслуживает экскурсию по городу
Салон уже типично удешевлённый ''борский'': белый оргалит, чёрная обивка, поручни без пластикового покрытия и современная резина на полу.
На этом фото 677й катает экскурсию по городу — а после её окончания он сразу отправился на пригородный маршрут
677е активно работают не только в черте города, но и на пригородных маршрутах по окрестным деревням. В текущих дорожных условиях — машина незаменимая: ямы их пневмоподвеска просто глотает. А зимой эта машина особенно выручает: и поедет в любой мороз, и уж где-где, а в бензиновых 677х с отоплением всё отлично!
Красный ЛиАЗ-677 въезжает в село Красное
Ждёт пассажиров на конечной остановке в деревне Кичанзино
Волга и ЛиАЗ: приветы из одной эпохи
И, вместо постскриптума:
3 года назад арзамасские транспортники разжились пятью современными низкопольными ПАЗ-3237, работавшими в Москве. Машина для этих мест — прорывная: турбодизель Cummins стандарта Евро-3, импортная автоматическая коробка, низкий пол и место для колясок в салоне… Да только до наших дней они не доработали: нежная конструкция не выдержала местных разбитых дорог, а цены на запчасти, многие из которых поставляли из-за бугра, стали по-настоящему неприятным сюрпризом. Как результат — 4 из 5 машин уже списаны, а последняя — уже давно стоит, без шансов поехать вновь. Старые ЛиАЗы же на этом фоне продолжают демонстрировать чудеса живучести.
Так что вопрос о целесообразности гонки за будущим — оставлю открытым на ваш суд.
На этом — осторожно, двери закрываются. До встречи на следующей остановке!