Дело Лапшина: За что в Беларуси арестовали блогера с украинским паспортом
О задержании Лапшин успел написать в "Фейсбуке", и новость быстро распространилась по блогосфере. Сейчас он находится в ИВС Минска и может быть выдан стране, объявившей его в международный розыск – Азербайджану. Друзья путешественника от такой перспективы в ужасе, многочисленные враги, наоборот, злорадствуют. Александр – не обычный заключенный, с Азербайджаном у него особые отношения. Прокуратура этой страны обвиняет его по двум статьям: "Публичные призывы, направленные против государства" и "Незаконное пересечение государственной границы".
Лапшин является уроженцем России, но длительное время жил в Израиле и получил паспорт этой страны. Кроме того, недавно он вступил в третье гражданство – украинское. "Прошу записать меня в жидобандеровцы", – писал он перед получением паспорта (насколько законно иметь вместе с гражданством Украины еще два – отдельная тема). Последний год он жил в Грузии, хотя больше времени проводил в путешествиях.
Собственно, благодаря путешествиям и заметках о них (на платформе livejournal, на русском языке) Лапшина знают тысячи интернет-пользователей. В свои 40 лет мужчина посетил 122 страны мира и не собирался на этом останавливаться. При этом из-за своей манеры критиковать все и всех (в чем, как признают даже друзья, нередко перегибал палку) и любви к троллингу он нажил врагов в разных уголках планеты. Лапшина называли и русофобом, и российским шовинистом и антисемитом (несмотря на его еврейское происхождение), и грузинофобом. Особенно от него доставалось пограничникам и консульским службам разных стран - путешественники их вообще преимущественно не любят.
В 2011 и 2012 годах Лапшин посетил непризнанную Нагорно-Карабахскую республику, что в конце концов и привело к его задержанию.
В советские времена Нагорный Карабах был автономией в составе Азербайджана с армянским большинством и азербайджанским меньшинством. В конце 80-х, когда СССР начал разваливаться, здесь развернулось движение за выход из состава Азербайджана и создание отдельной республики или присоединения к Армении. Армянами был проведен референдум за отсоединение. В результате началась война между самопровозглашенным Карабахом (при активной поддержке Армении) и Азербайджаном. Армяне победили, и уже более 20 лет почти вся территория региона контролируется Нагорно-Карабахской республикой. Ее не признает ни одно государство мира (даже Армения, сателлитом которой НКР де-факто является). С точки зрения мирового сообщества, это территория Азербайджана.
Несмотря на ряд отличий, налицо сходство с ситуацией на Донбассе.
К НКС сейчас можно попасть только со стороны Армении, но азербайджанское законодательство требует от иностранцев получать на это разрешение в Баку. Тех, кто брезгует этим требования, Азербайджан заносит в "черный список" лиц, которым запрещен въезд в страну. Перечень насчитывает несколько сотен фамилий. В основном это публичные люди - политики, журналисты, деятели культуры. Самой известной из этих персон нон грата является испанская оперная певица Монсеррат Кабалье, которая выступила с концертом в НКР три года назад.
После визита в Карабах не мог не оказаться в вышеупомянутом списке и герой нашего материала.
Скриншот из "черного списка" Азербайджана
Азербайджанская прокуратура сейчас заявляет, что целью поездки Александра была "пропаганда незаконного режима на международном уровне". Реакция блогера была дерзкой - мол, пусть запрещают, это даже честь - быть в одном списке с такими известными людьми. Более того - Лапшин несколько раз после этого, минуя запрет, посещал Азербайджан, каждый раз рассказывая о поездках в блоге. Сам он утверждает, что это удалось благодаря несовершенству электронной системы на пропускных пунктах. В то же время некоторые СМИ предполагают, что на самом деле помогло путешественнику украинское гражданство: в запретную базу он был занесен как Alexandr (как в израильском паспорте, который он предъявлял сначала), а потом использовал паспорт, где его имя вписано как Olexandr. Азербайджанская пресса ответилась серией негативных статей о дерзком нарушителе, но тот только получал удовольствие от такого внимания. "Чувствую, в МИД Азербайджана создан целый отдел по изучению Саши Лапшина, и там трудятся сотни чиновников, и у каждого по черному лимузину" - шутил он. Кроме собственно "черного списка", темой для троллинга стало поражение Азербайджана в той войне - больное место для страны несмотря на то, что прошло 22 года.
Поэтому когда стало известно об аресте в Минске, большинство комментаторов склонялось к мысли: дело не в том, что блогер нарушил закон, а в том, что "нарвался", раздражая азербайджанскую власть. Ведь правила пересечения границы нарушают тысячи, но задержание такого нарушителя в третьей стране - беспрецедентный случай. Звучали даже конспирологические версии о личной просьбе президента Азербайджана Ильхама Алиева к белорусскому коллеге Александру Лукашенко. Вспомнили и тот факт, что в конце ноября Алиев наградил Лукашенко орденом.
Интернет-пользователи, которые комментируют дело, разделились на два лагеря. Одни стали на защиту узника: "задержание за сообщения в блоге в ХХІ веке – недопустимая дикость". Другие, наоборот, считают, что Лапшин "сам доигрался" – мол, с его любовью к авантюрам рано или поздно это должно произойти, и если ты смог обмануть систему, об этом надо молчать, а не писать об этом на весь мир. Некоторые еще добавляют, что Украине было бы неплохо поучиться у Азербайджана заставлять иностранцев уважать свои законы (в частности в отношении оккупированных территории). Третьи согласны и с первой, и с второй позициями одновременно.
Скандал быстро вышел за пределы блогосферы. Сторонники Лапшина в разных странах мира звонили в минскую полицию и в представительства государств, паспорта которых он имеет. Несколько человек пикетировали посольство Беларуси в Вильнюсе.
Кто-то из друзей написал в "Фейсбуке" призыв к украинской власти помочь освободить своего гражданина, при этом отметив в посте своих украинских знакомых, среди которых – Виктор Муженко и Борислав Береза. Однако большинство украинцев-комментаторов, проводя параллель между Карабахом и Донбассом, высказало мнение, что нашему государству лучше не вмешиваться. А вот МИД Израиля к делу подключился, официально попросив Минск не выдавать Азербайджану задержанного, а также предоставить возможность встретиться с ним. При этом, по мнению израильских СМИ, их дипломаты оказались в непростой ситуации: на одной чаше весов – добрые отношения двух стран, которые могут испортиться, на другой – свой гражданин (а Израиль имеет репутацию государства, которое делает все, чтобы спасать своих людей в подобных ситуациях).