Страшная ночь Майдана: О чем сожалеют боец Беркута, студент и боевой патриот
Категория: Политика
30 ноября 2016
фото: УНІАН
Журналисты Depo.ua разыскали участников тех событий, которые принадлежали к разным "мирам". Бойца "Беркута", который не осуждает своих коллег, студента, который пришел на Майдан с друзьями, и "белого воротничка", который превратился из патриота, одухотворенного идеями революции, в штурмовика Майдана и бойца АТО.
В ночь на 30 ноября 2013 года власть поняла, что клятые студенты так просто не разойдутся, и решила установить в ноябре елку. А расчистить площадь под эту елку отправили "зайчиков" с резиновыми дубинками.
Хотя первый наш собеседник – экс-сотрудник бывшего "Беркута" утверждает, что над майдановцами в ту ночь издевались не правоохранители
Беркут: "Майдан – это одна из больших трагедий украинского народа"
Много беркутовцев из тех, что не уволились из органов МВД и воюют в АТО, сейчас, так сказать, "на шифрах". Они обижаются, что в обществе большой градус неприязни к "Беркуту", но выступать в СМИ, открыто рассказать о себе и своей позиции упорно отказываются.
Юра, назовем его так, также просит не писать его фамилию и указать, что он из Тернопольского Беркута, в котором служил так же, как и во многих других беркутовских подразделениях на Западной Украине. Сейчас также служит в органах правопорядка, после возвращения из АТО.
Подразделение, в котором он был, когда Беркут начал разгон Майдана, в Киев так и не добрался – активисты перекрыли дорогу и не выпустили солдат из части. И честно говоря, признается Юрий, он с товарищами поэтому обрадовались. Ехать на Майдан не хотелось. Другое дело - в АТО.
Он имеет очень большую обиду на власть (старую и нынешнюю), что выставила беркутовцев виновными во всем, говорит, что "пацаны просто выполняли приказ" и рассказывает, как бойцы "Беркута" гибли на Донбассе. Разве, мол, поехали бы такие подонки, какими их выставляют, защищать страну?
Редакция
Depo
.
ua
может не во всем соглашаться со своими собеседниками, но мы считаем необходимым освещать события, изменившие историю нашей страны, с разных сторон.
Фото УНИАН
"Не считаю ли я, что "Беркут" ночью 30 ноября превысил полномочия? А вы уверены, что это были сотрудники "Беркута"? Я такой формы красивой, такой экипировки не видел ни на одном сотруднике, который потом выполнял задание там. И если человек постоянно носит форму, она у него по фигуре подогнана.... Я знаю, было такое, что форму "Беркута", новенькую, вывозили из Киева в неизвестном направлении. А нарядить в нее могли кого хочешь.
Я не исключаю, что на Майдане могли работать переодетые в форму "Беркута". Просто кого-то крайним надо было сделать в этой ситуации.
Мог ли тогда "Беркут" не выполнять приказов? А вы представьте сейчас если начнут на Востоке саботировать выполнение приказов, какие последствия могут быть? Понимаете, тот кто готовил все те вещи, он хорошо продумал всю ситуацию, знал, что они будут выполнять приказ. Третья - пятая сила отдавала те приказы.
"Беркут" не убивал людей.
Люди хотели правды, справедливости, и я так же понимаю тех, которые бросали камни. Майдан - это вообще одна из больших трагедий украинского народа. Пострадал только простой народ. Считаю ли я, что произошла Революция Достоинства? Чьего достоинства, вы мне скажите?
Я думаю, что лучший лекарь – время, который даст свою правовую оценку.
По крайней мере дети мои будут знать, что я не сидел в подвале, не стучал по бочкам и не залез опять в подвал.
Майдан закончился и началась война. Наше подразделение отправилось в зону АТО в конце апреля. На горе Карачун были наши ребята, наши погибли вместе с генералом Кульчицким в том вертолете. Шесть человек. Это были хорошие ребята, мы с ними жили на одной базе.
Как к нам относились другие атовцы? У нас одна задача была – не допустить, стоять. А война такая штука, мы там в одном окопе.
Мы воюем, чтобы они сюда не пришли. Мы выполняем свою присягу, так же как выполняли ее на Майдане. Вот только наказывают почему-то исполнителей, а не тех, кто отдавал те приказы. Если "Беркут" выполнял преступные приказы, то значит надо судить и преступников, которые отдавали те приказы? Правильно? А не с рядовых делать козла отпущения.
Вижу ли я положительные изменения для себя? Я служил и служу. Я давал присягу народу Украины, как и мои коллеги. И мы дальше продолжим служить, держать порядок. А в остальном... как может быть лучше, если у нас на законодательном уровне бардак. Правовая оценка сейчас в государстве дается только тем событиям, которые полезны определенным лицам. Лучше, чтобы Януковича судили, чем "Беркут". "Беркут" - это люди, которые остались верными народу.
Студент: "Я когда-то недооценивал поговорку, мол, уважайте себя, ибо вы того достойны"
Дмитрий Пальчиков в 2013 году учился на втором курсе факультета журналистики ЛНУ им. Франко. Говорит – тот год обучения, из-за Революции, прошел мимо него. И жалеет, что не успел тогда превратить в текст все свои ощущения, эмоции и мысли.
Время идет, эмоции забываются. Но воспоминания все еще яркие.
30 ноября Дмитрий с друзьями был на Майдане.
Это был наш последний день на Майдане – мы приехали компанией из Львова и до этого ни разу там не ночевали. Ну и решили, что надо последнюю ночь провести на площади.
Нас было семеро: четыре парня и три девушки. Стояли неподалеку от входа в "Глобус", было холодно, все сплотились возле костра. Затем начали устанавливать елку. "Беркут" встал на Институтской.
Я увидел своего знакомого, он был тогда, кажется, от "Правого сектора", и решил, что он один из их лидеров (впоследствии оказалось, что нет). Я говорю ему, типа, давайте ребята, не бушуйте, иначе нас здесь разнесут. Он меня заверил, что таких планов у них нет.
И тут я услышал девичий крик и будто банка разбилась. Этот панический крик я наверное уже никогда не забуду. Полетели светошумовые гранаты, через несколько минут рядом прошел парень с разбитой головой.
"Беркут" пошел на стелу, мы побежали и взяли девушек в круг. Отбиваться было нечем, кто-то кинул банкой, но это был один раз.
Мы начали разыскивать девушек, которые с нами приехали. Я нашел своих, отвел в сторону и вернулся еще за одной. Увидел, как девушка стоит возле Стелы, беркутовец бьет ее по ребрам, а она плачет, кричит "не бейте, пожалуйста!" Я побежал к ней, зацепил за рюкзак и мы покатились по лестнице.
Тогда мы
у
ехали домой, но позже я еще возвращался.
"На плечи?" - рискнул спросить. "Давай", - с восторгом ответила Ира, которая уже, словно альпинистка, карабкалась по моей спине. Кто-то сфотографировал. Впоследствии фото я видел на обложке книги в одной из редакций, и в рамке как подарок в Украинском кризисном медиа-центре. В планах было - сохранить флаг на долгие годы как воспоминание. К сожалению, ту ночь он не пережил. В конце концов, нам тоже было не сладко. В эту ночь около 04:20 беркут жестоко разогнал студентов и других митингующих. Революция началась..."
Дмитрий Пальчиков
Если бы сейчас вернуть те события, я бы снова вышел на Майдан. Только тогда я был просто как гражданин, не как журналист. Я в то время еще ни одного текста не написал. И если бы вернуться в 2013 год, я бы наверное был на Майдане и как журналист. Тогда это все было очень нервно, я тогда не думал, как бы Майдан могли увидеть люди, которые были далеки от него, под влиянием пропаганды.
Сейчас в стране непростая ситуация. Конечно, есть положительные результаты – те же самые электронные декларации, декоммунизация, НАБУ, армия укрепилась, также одно из крутых достижений революции - это социальный лифт. Но, может, оно не такое заметное на фоне того, как вырос доллар, коррупция... Да, конечно хочется больше положительного. Могло бы быть еще гораздо лучше, если бы определенные люди... Оказалось, что эта система намного сильнее, более прогнившая, что люди, на которых мы надеялись, намного слабее.
Я помню свои феноменальные надежды, когда были выборы в парламент. Очень много возлагал на этот парламент. Это была надежда революции, знаете, такая. Я трезво не оценивал ситуацию и разочаровался. Но это опыт. Нельзя ожидать, что кто-то придет и за тебя все сделает.
Знаете, я когда-то недооценивал поговорку, мол, уважайте себя, ибо вы того стоите. Никогда не задумывался. Но где-то на днях, когда ехал в маршрутке, услышал ее снова и задумался. Мне кажется, здесь речь идет как раз об одной из базовых ценностей - уважать себя, то есть уважать свою личность. Человек, как самая большая ценность, заслуживает и должен уважать в первую очередь себя. Ибо если ты не уважаешь сам себя, почему твой босс, владелец, местный депутат будет тебя уважать? Отсюда получается, что надо уважать себя и за то, что тебе принадлежит по праву, нужно смело бороться.
Если бы сейчас вернуть те события, я бы снова вышел.
Боец АТО:
Разочарование в Майдане в большинстве присуще людям, которые не были на Майдане
Санинструктор Александр Моисеенко и до Революции Достоинства интересовался событиями в государстве, посещал митинги и был довольно активным. Осенью 2013 года работал сисадмином в Одессе и авральными темпами дорабатывал проект, чтобы скорее отправиться на Майдан. Закончил и сразу в Киев. Приехал за 5 часов до штурма.
Александр Моисеенко
Если честно, мне никогда в жизни еще не было так страшно, как в ту ночь. Мы были нулевые, я приехал в кожаной маринарке, с длинными волосами. Ну сисадмин, электронный червь, что я понимал в таких делах?!
Когда "Беркут" пошел в наступление, я убегал. Честно. Не потому что хотел, а потому что надо было. Мы спасали девушек, которые собирали подписи за отставку Януковича – люди оставляли свои подписи, телефоны, и нельзя было чтобы эти записи достались кому не надо.
Правда, что тогда были радикалы и кто нападал на "Беркут"? Возле памятника основателям Киева был флаг с надписью "Правый сектор", возле него – две маленькие лавочки, на одной сидели студенты, а на другой стояли банки с зеленым горошком. Эти банки с зеленым горошком - это было единственное оружие радикала. Больше не было ничего.
Какие радикалы! Там были студенты, юношеским максимализмом окутаны.
На Майдане была бойня, мы пешком отступали к Днепру, там собрались на квартире у одного из активистов. Мы были очень подавлены, думали, что уже все, хоть бери и уезжай. Мы не могли им сопротивляться.
А потом вылез миллион людей и мы поняли, что не все еще потеряно!
Александр стал штурмовиком Майдана, отстоял всю Революцию, а когда началась война – поехал в АТО. Вступил в "Правый сектор", вышел из "Правого сектора", стал инструктором ТСС2 (Taktical Casuality Care), оператором ТСС3 ( медик патруля, может идти в составе ДРГ, оперировать боевые ранения на ходу) и в итоге пополнил ряды ВСУ. Сейчас он на передовой, санинструктор отдельной разведывательной роты 24 ОМБР
Я ни о чем не жалею. Разочарование в Майдане в большинстве присуще людям, которые не были на Майдане. Я знаю, за что я боролся, и за что я борюсь.
Никто не думал, что будет легко. Думали, что будет гораздо труднее. В этих гн..х появился страх. Раньше не было. А теперь есть. Теперь они понимают, что в Ростов кто-то может не успеть уехать.
Будет в обществе, скажем, через десять лет меньше недовольства? Всегда будет недовольство, это естественно. Мы обязаны их критиковать, мы должны держать их в узде, потому что если мы успокоимся и расслабимся, все быстро вернется обратно.