Почему Улюкаева посадят, а Навальный пойдет на выборы
фото: EPA
Решение президиума Верховного суда России, который отменил приговор оппозиционеру Алексею Навальному и предпринимателю Петру Офицерову и отправить на пересмотр дело "Кировлеса", был воспринят и в России, и за рубежом – как небольшая, но победа демократии.
Конечно, эта победа тоже не случилась сама по себе. Дело начали пересматривать после решения Европейского суда по правам человека, который в феврале 2016 постановил, что Навальный и Офицеров были осуждены за действия, которые "не отличаются от предпринимательской деятельности". Не прошло и года – как дело решили пересмотреть.
Алексей Навальный, который ждал отмены приговора и прекращения дела "Кировлеса" (или, по крайней мере, говорил, что на это ждет), остался недоволен решением президиума Верховного суда.
"Решение меня категорически не устраивает, и я считаю, что президиум ВС решение ЕСПЧ не выполнил. Они должны были закрыть дело за отсутствием состава преступления. Зато они отправили дело на новое рассмотрение в Ленинский суд Кирова ..", - заявил Навальный.
Хотя решение, собственно, получилось вполне ожидаемым. С его помощью и "триумф демократии" с отменой приговора удалось осуществить, и Навального оставить в подвешенном состоянии. Чтобы понимал, сердешный, что его судьба в руках Ленинского суда города Кирова.
Впрочем, во всей этой в целом положительной истории удивляет один момент. Навальный – вроде ярый оппозиционер. Обращаясь в Верховный суд с заявлением о пересмотре его дела в августе этого года, Навальный отметил, что основная цель обращения - получить возможность участвовать в президентских выборах в 2018 году. Где он, надо думать, порвет Владимира Владимировича, как "Тузик грелку".
Зато, для примера, глава российского Минэкономразвития Улюкаев, против которого сейчас идет абсолютно надуманный процесс – тривиальный бюрократ. Который никогда и на ружейный выстрел не приближался ни к какой политике. И просидел на руководящих должностях более 20 лет, доказав свою абсолютную управляемость.
Тем не менее, первого, скорее всего, оставят на свободе, и даже допустят до выборов. Зато второй, кажется, сядет надолго и всерьез – хотя никакой опасности для путинского режима не составляет. И не надо про "торжество борьбы с коррупцией" – потому и сумма взятки, что его инкриминируют Улюкаеву, и долговременная "разработка клиента", которая началась еще задолго до "Роснефти", и весь социально-политический контекст говорят о том, что министра все-таки очень хотели посадить.
Возможных объяснений здесь может быть два. Первое заключается в том, что "гайдаровская команда", которая надежно окопалась в российских руководящих структурах, вызывает у российского президента сейчас просто физиологическое неприятие. Потому что они все помнят времена, когда Владимир Владимирович был "Вовочкой". И они все понимают, что на фундаменте государства, которое планировал построить Ельцин, у Путина вышел очередной тюремный барак. А теперь и этот барак закачался, вследствие нескольких неудачных внешнеполитических авантюр. Все эти кудрины и грефы смотрят на Путина верноподданными глазами – но и он, и они все прекрасно понимают. И демонстративное наказание одного из них – это просто способ дать волю не слишком приятным эмоциям.
А второе объяснение жестокости с Улюкаевым на фоне "либерализма" в отношении Навального может быть в определенной мере мировоззренческим.
Алексей Навальный, как бы не критиковал действующую власть – по большому счету, такой же фрик, как и вся путинская команда. Он так же верит – или так же делает вид, что верит в "величие России", "особую миссию" и необъятные перспективы одной пятой суши". Он так же готов подыгрывать российским комплексам, и рассказывать о "крымнаше". Все, против чего он выступает – это "плохие бояре" из "Единой России".
Зато Улюкаев четко видит, что российский режим не может стать ни сверхдержавой, ни даже региональным лидером. Из чисто экономических причин. А поскольку шанс на структурные реформы, которые могли бы изменить ситуацию, справедливо расценивает как нулевой – то время от времени что-то рассказывает о "20 годах рецессии". Теперь он будет делать это на зоне.
А Навального, в отличие от Улюкаева, Путин может использовать. Хотя бы для привнесения в следующие выборы хоть какой-то интриги, которая заманит к избирательным урнам хоть немного людей. В случае, если Навальный, конечно, не сумеет вырастить большего рейтинга за 5 или 10 процентов. А в случае чего – всегда есть наготове Ленинский суд в городе Кирове.