"Власть ЛНР" - жителям: Воды нет, вы там держитесь
На днях ОБСЕ обнародовала отчет, в котором, в частности, речь идет о значительных проблемах с водой в отдельных районах Луганской области (ОРЛО). Например, сообщается, что Петровская насосная станция, расположенная в подконтрольном Украине поселке Артема Станично-Луганского района, прекратила водоснабжение в районы "ЛНР" в связи с долгом в 111 млн. грн. Ведь, как отмечается, работники насосной станции не получают заработную плату три месяца, потому что оккупанты просто не платят за предоставленные услуги. По данным ОБСЕ, жители села Веселая Гора (оккупированное) жалуются, что вода в этот населенный пункт не подается уже полмесяца. На всю деревню есть только один колодец и тот частный, из которого жители берут питьевую воду для детей и на базовые потребности.
Для тех, кто не в курсе, краткий экскурс. По официальной статистике, 80% воды Луганщина (и, прежде всего, густонаселенные ОРЛО) берет из подземных водозаборов, расположенных преимущественно на левом берегу Северского Донца. В лучшем для "ЛНРовцев" случае, некоторые артезианские скважины расположеные в буферной зоне на самой линии разграничения, и во время боевых действий были либо полностью разрушены, либо сильно повреждены. Остальные 20% воды из открытых источников из той же реки Северский Донец, а также из Елизаветинского и Яновского водохранилищ(водоемы юга Луганщины, которые в бассейне реки Миус, впадающей в Азовское море, то есть вполне независимые от речного стока Донца).
Эти цифры вынуждены подтверждать и в самой "ЛНР". Оккупанты Луганщины постоянно твердят о ремонте Яновского водозабора для лучшего водоснабжения, но, как оказывается, не имеют возможностей. Во-первых, кто даст деньги на ремонт? А, во-вторых, для этого надо полностью прекратить подачу воды населению того же самого Хрустального (бывшего Красного Луча). Но ситуация с Яновским водохранилищем – лишь маленькая толика проблемы. Ведь, даже по данным так называемого "ГУП ЛНР "Лугансквода", из 9-ти основных водозаборов, которые являются крупнейшими и кардинально влияют на водоснабжение "республики", тамошняя "власть" не может похвастаться работой ни одного.
Итак, по словам гендиректора "Луганскводы" Сергея Махуренка, Свитличанский водозабор , что на 100% обеспечивал Голубивку (бывший Кировск) и на 20% - Кадиевку (бывший Стаханов), сегодня работает на 20%.
С октября 2014 года вообще не работает Крымский водозабор (село Сокольники, что на Бахмутской трассе, прямо на линии разграничения), который ранее 80% воды перекачивал в Кадиевку и 20% - в Брянку. После боевых столкновений этот водозабор и соответствующую насосную станцию будет восстановить уже проблематично.
С ноября 2014 года остановлен Райгородский водозабор, расположенный возле города Счастье. Раньше он обеспечивал водой Алчевск и Перевальск. Краснолиманский водозабор находится на территории ОРЛО, но в буферной зоне. Он тоже не работает с 5 ноября 2015 года.
Славяносербский водозабор расположен частично на территории, контролируемой Украиной, и лишь небольшая группа скважин - на правом берегу Северского Донца (в "ЛНР"). Когда он работал на 100%, то обеспечивал водой Перевальск, Алчевск, Хрустальный и Антрацит.
Айдарский водозабор находится на территории под контролем украинских ВСУ, а насосная станция - в "республике". В довоенное время он выдавал 50 тыс. куб. на сутки, эта вода обеспечивала четверть потребностей Луганска. Сегодня работает на 10% своей мощности.
По поводу Кондрашевского водозабора стоит отметить, что он обеспечивал 15% потребностей Луганска, однако с июля 2014 года насосная станция не работает. Остальное водоснабжения Луганска перекрывал Петровский водозабор - он полностью на территории Украины, рядом со Счастьем. Сегодня, как отмечалось в вышеприведенном отчете ОБСЕ, он не работает из-за многомиллионной задолженности "властей ЛНР".
Наконец, скважины Ольховского водозабора - также на контролируемой Украиной территории, а его насосная станция - в "республике". Этот водозабор частично обеспечивал Ровеньки и Довжанск (бывший Свердловск). Сейчас он работает всего на 10% и восстановлению подлежат 10 скважин. Ну а относительно поверхностных источников, из которых подается вода, самым мощным из них в регионе есть Западная фильтровальная станция, которая качает прямо из Северского Донца. Но и здесь незадача для "ЛНРовцев" - она расположена в поселке Белогоривка под Лисичанском, на освобожденной от оккупантов территории Луганщины.
Именно предприятие "Лугансквода" фактически имеет в "ЛНР" только офис. Который собирает плату за воду, но помочь с кризисом или хоть как-то повлиять на проблему не хочет и, в принципе, не может. Куда деваются деньги, которые вносят жители оккупации за водоснабжение, вполне понятно. Так называемый "гендиректор "Луганскводы" Махуренко в эфире республиканского телевидения просто разводит руками: мол, все стратегические водозаборы и абсолютное большинство скважин расположены в пойме реки Северский Донец, а эта территория или контролируется Украиной, или является буферной зоной. "Это жизнь, и от нее никуда не деться...", - грустно объясняет жителям "ЛНР" доморощенный "директор воды".
Но одновременно в "ГУП ЛНР "Лугансквода" приводят удивительные данные, что "республика обеспечивает себя собственной водой уже вроде на 84%. Судя по всему, делается это исключительно в пропагандистских целях на подтверждение "достижений молодой республики". При этом "чиновники - сепаратисты" фактически разгласили "государственную тайну ЛНР" о преступлении против человечности в отношении собственного населения, потому заявленными 84% является, по сути, техническая вода из загрязненных рек и водоемов. Поэтому жители ОРЛО уже особо и не удивляются, когда "власть" на полном серьезе обсуждает вопрос об использовании шахтных вод для водоснабжения Голубивки (бывшего Кировска). А шахтные воды, на секундочку, - это даже не техническая вода из Луганки. Это токсичные отходы промышленного производства, которые нельзя не то чтобы пить или использовать во время приготовления пищи, в шахтных водах запрещено просто мыть руки, потому что это - настоящий яд.
"Есть один простой обман, что вода должна подаваться круглосуточно. Вода может подаваться и по графику. И при этом человек может набрать ее в любом объеме", - рассуждает с телеэкрана вышеупомянутый "гендиректор" отжатого оккупантами предприятия "Лугансквода" Махуренко. И призывает местных жителей "уважительно относиться друг к другу и помнить, что не только мы должны получить эту воду". На практике же все выглядит так: в августе оккупационная власть Алчевска решила сделать график подачи воды в город раз в два дня. И это считалось еще хорошо, потому что в соседнем Перевальском районе в летнюю жару жители получали воду раз в три дня.
В Луганске вода все же подается ежедневно, но только вечером и по графику с 17 до 22 часов. Хотя в некоторых районах "столицы" на жильцах вообще "тестировали" полное прекращение подачи воды летом. "Особенно повезло жителям Большой Вергунки и Красного Яра. Но ничего. Чтобы смыть за собой дерьмо, можно до Донца или до Луганки с ведром пробежаться. Это же в "республиканских" масштабах - сущая мелочь", - иронизировали местные жители в соцсетях. Но и это – далеко не предел, хуже всех в "ЛНР" обеспечены водой города Кадиевка (бывший Стаханов), Брянка, Голубовка (бывший Кировск), Первомайск, Зоринск и Кипучая (бывший Артемовск). Там воду подвозят, в основном техническую и в пищевых цистернах. А у Хрустальном (бывший Красный Луч) отчаянные жители, чтобы обратить внимание оккупантов на проблему, разрушают памятники и оставляют на них одинаковый надпись - "Дайте людям воды!".
На последок следует заметить, что даже через вопиющую задолженность "ЛНВ" по воде перед соответствующими украинскими предприятиями, вода в оккупированные районы Луганщины все же с Украины идет. Например, Попаснянский водоканал уже два года поставляет 90% собственной воды именно на неподконтрольную территорию. И это при том что местная фильтровальная станция постоянно подвергается боевиками "ЛНВ" массированным обстрелам и перманентном разрушения. Почему же Украина продолжает давать свою воду оккупантам? Ответ прост: потому что во время вооруженного конфликта питьевая вода рассматривается в международном праве исключительно как проблема гуманитарного характера. А Украина, в отличие от противоположной стороны, свои международные обязательства выполняет.