Почему вояк Путина до сих пор пускают на украинские военные объекты
Многих шокировала новость о том, что вчера в Миргороде, во время демонстрации техники и оружия, среди присутствующих находились российские инспекторы. Как оказалось, украинскую армию инспектировали представители ОБСЕ, в составе делегации которой были и граждане России.
В украинском Генштабе ситуацию объяснили тем, что должны выполнять международные обязательства, и в свое оправдание заверили, что украинские военные также примут участие в аналогичном проекте на территории Российской федерации.
Здесь не лишним будет напомнить, что данное мероприятие состоялось в рамках требований Венского документа, подписанного в 2011-м году. Согласно нему, и впрямь, Украина регулярно должна показывать свою технику и оружие всем другим странам-участникам договора "для укрепления доверия и безопасности".
Венский документ – это международное соглашение государств-участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которое предназначено для реализации мер доверия и безопасности в регионе. Положения Венского документа включают в себя ежегодный обмен военной информацией о силах, расположенные на территориях стран-участников, сообщения военного характера для уменьшения риска, включая консультации о необычной военной деятельности и опасных инцидентах, предыдущие сообщения в отношении определенных видов военной деятельности, наблюдение за определенными видами военной деятельности, обязательную демонстрацию новых образцов основных систем вооружения и военной техники, поступающих на вооружение вооруженных сил государств-участниц. Также обмен ежегодными планами и соблюдение их с визитами-проверками военных сил стран-участниц и оценками таких визитов.
Однако к Венскому документу можно вносить изменения и поправки, и в 2012-м и 2013-м году такие поправки уже вносились. Конкретные предложения по изменениям должны готовить национальные внешнеполитические ведомства совместно с органами, которые непосредственно занимаются вопросами контроля над обычными вооружениями.
И вот здесь мы подходим к очень интересному и важному моменту. 2 сентября 2015-го года СНБО было принята, а 24 сентября того же года указом Президента введена в действие третья редакция Военной доктрины Украины, согласно которой актуальной военной угрозой для Украины является вооруженная агрессия России.
То есть - Россия уже год как на официальном уровне признана потенциальным врагом Украины, а внешнеполитические ведомства нашего государства до сих пор не удосужились инициировать изменения к Венскому документу в части недопущения российских наблюдателей на свои военные объекты...
Кстати, об этом заявлял и председатель ОБСЕ, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в Совете Безопасности ООН в феврале этого года: "Конфликт в Украине продемонстрировал, что нужно обновить Венский документ – международное соглашение государств-участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, направленное на реализацию мер доверия и безопасности в регионе".
Однако никаких изменений и поправок в документ внесено не было, поэтому сегодня россияне на законных основаниях, "для укрепления доверия и безопасности", приехали инспектировать украинские вооружения.
Другое дело, что Украина и так живет, фактически, под микроскопом - со всех точек зрения. Засилье российской агентуры в наших военных ведомствах настолько массовое и мощное, что ничего нового российский военный инспектор на Миргородском аэродроме увидеть не должен был. Ну, показали ему самолет Су-27 (российского производства, между прочим), который показал фигуры высшего пилотажа – и что с того?
Поэтому здесь вопрос лежит не столько в плоскости рисков раскрытия военных секретов, сколько в плоскости позиционирования Украиной себя, как субъекта международных отношений. Ведь, согласитесь, несколько унизительно, когда твои войска инспектируют представители страны-агрессора, которая коварно аннексировала часть твоей территории, еще часть оккупировала, и в данный момент времени ведет против тебя необъявленную гибридную войну.
И то обстоятельство, что украинские инспекторы в ответ поедут смотреть на российское вооружение, выглядит несколько слабым утешением. Несмотря на то, что согласно Венскому договору, государства-участники обязаны приглашать наблюдателей из всех других стран-участников, а эти наблюдатели будут иметь привилегии и иммунитеты, которые предоставляются дипломатическим представителям, не стоит на это особо рассчитывать. Российская Федерация не раз нарушала взятые на себя международные обязательства, а ее циничная избирательность в отношении выполнения ею международных договоров уже стала притчей во языцех. Один Будапештский меморандум чего стоит.
И даже если представители и окажутся на аналогичных смотринах военных вооружений Российской федерации, далеко не факт, что это будет использовано против Украины. Зная цинизм России, она вполне может показать наблюдателям несколько видов и без того известных вооружений, а потом использовать против Украины на Донбассе в режиме испытаний что-то новое со словами наподобие: "Это не наше, у нас такого нет – вы же сами видели".
Тем более, что такие случаи уже имели место. "Попытки Киева обвинить нас в несоблюдении соответствующих положений Венского документа не подкреплялись серьезными аргументами, что и было отмечено в наших ответах украинской стороне. В ходе трех инспекций – Украины, Нидерландов и Турции, – проведенных на территории Южного военного округа, в приграничных с Украиной районах, никаких нарушений зафиксировано не было" – заявление такого содержания в апреле этого года распространило МИД Российской Федерации.
Итак, подытоживая вышесказанное, давайте попробуем дать лаконичные ответы на ряд ключевых вопросов:
1. Могла ли Украина запретить россиянам инспектировать свои вооружения? Не могла, потому что требования Венского документа являются обязательными к выполнению, а Украина свои международные обязательства выполнять привыкла.
2. Могла ли Украина раньше инициировать изменения к Венскому документу и на официальном уровне запретить россиянам входить в состав делегаций, которые инспектируют ее вооружение? Могла, но почему-то не сделала этого.
3. Могли ли россияне увидеть что-то сверхсекретное и стратегически важное? Вряд ли.
4. Как избежать подобных неудобных ситуаций в будущем? Инициировать-таки внесение изменений или поправок к Венскому документу, а также другим международным соглашениям, которые предусматривают присутствие на своей территории представителей страны-врага.