Маврикиевна и Никитична: главные советские «бабушки» (5 фото)
Категория: Ностальгия, PEGI 0+
27 июля 2016
Советский зритель был не приучен смеяться над старостью, но появление этих двух персонажей обязательно вызывало улыбку. Дуэт Владимирова и Тонкова в образе двух вечно спорящих бабушек – одно из самых приятный воспоминаний семидесятых.
Дуэт
Юмор во времена СССР относился к самой рисковой части эстрады. Все, что звучало со сцены, требовалось обязательно утверждать в министерстве культуре. Геннадия Хазанова однажды чуть не исключили из циркового училища из-за исполнения нескольких миниатюр без официального разрешения.
Но даже прохождение шуткой всех инстанций совсем ничего не гарантировало. Может быть, поэтому по-настоящему успешных сатириков-юмористов было очень мало, а всенародно любимых вообще единицы. Дуэт Вадима Тонкова и Бориса Владимирова – один из таких случаев. Прославились они благодаря своим персонажам – Веронике Маврикиевне и Авдотье Никитичне.
Впервые «бабки» появились в 1970 году. До этого Тонков и Владимиров уже успели поработать вместе в небольшом эстрадном театре «Комсомольский патруль», неоднократно выступали вдвоем и вообще знали друг друга еще со школьной театральной студии.
Даже бабушек они успели придумать, но только показывали их порознь. Сейчас только редкие поклонники помнят миниатюры «На приеме» и «На футболе», в которых Владимиров показал Никитичну, и «Возьмите внука в детсад», в которой Тонков вышел в образе Маврикиевны. Оставалось как-то свести «бабушек» вместе.
Произошло это благодаря Александру Ширвиндту. Он увидел актеров в образах, предложил соединить их в одном номере и пообещал, что возьмет в свою программу «Терем-Теремок. Сказки для взрослых». Попасть на центральное телевидение для советских артиста, тем более такого легкого жанра, было чрезвычайно сложно. Естественно, юмористы согласились.
Какое-то время ушло на подготовку номера, съемки – и уже в 1971 году их увидела все страна. Что интересно, проект Ширвиндта продолжения не получил, а вот в «бабушек» страна буквально влюбилась.
Испытание славой
Сегодня этот жанр все больше напоминает фабрику. Юмор поставлен на поток, по стране гастролирует целая толпа сатириков, по ТВ идут сотни передач, постоянно появляются новые проекты. В СССР успешных актеров, работающих в этом направлении, было чрезвычайно мало: Райкин, Хазанов, Карцев с Ильченко, Петросян. Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична как-то стремительно очутились в этой компании.
Слава пришла к ним после первого появления на экране, и с тех пор «бабушки» участвовали практически во всех праздничных концертах, новогодних «Голубых огоньках» и закрытых правительственных сборниках. «Бабушки» попали в своеобразный советский топ лучших исполнителей.
Этому помогло, конечно, и то, что их поклонниками были Брежнев со своей женой. А вот всесильный Лапин, говорят, не очень любил дуэт. Но главное, актеры оказались чрезвычайно востребованы публикой.
Гастрольный график по современным меркам был сумасшедшим. Частично это объяснялось низкими гонорарами, несравнимыми с теми, что запрашивают нынешние звезды. Жена Тонкова вспоминает, что уже став известным, он получал всего 18 рублей за концерт. Поэтому все старались добирать количеством.
Но даже с учетом этого спрос на Маврикиевну и Никитичну был огромным. Они умудрялись давать шесть представлений в день, двести в месяц, объехали практически весь СССР. С ними сотрудничали Горин, Арканов, Ширвиндт, Хайт, Измайлов, Левин – практически все авторитетные авторы, а одну из миниатюр поставил сам Марк Захаров.
Дуэт просуществовал до 1982 года, то есть чуть больше 11 лет. Потом «бабки» мелькали по ТВ, но почти не выступали. Причина этого – Борис Владимиров начал пить. Кто-то говорит, что у актера обострилась звездная болезнь, он стал пропадать с женщинами и веселыми компаниями. По другой версии, всему виной был рак почек.
Есть и творческое объяснение. Изначально он воспринимал созданный образ Никитичны как этап в карьере. Со временем он стал тяготиться маской, но найти какое-то другое приложени своим талантам не смог. Несколько крохотных ролей, например, в кинолентах «Старики-разбойники» и «Семь нянек», но их никто не заметил. Всем была нужна Никитична, а не Владимиров. Как бы там ни было, но после нескольких отмененных концертов Маврикиевна и Никитична расстались.
Секрет успеха
Создатели самых успешных «бабушек» СССР не понимали друг друга с полуслова, про друзей «не разлей вода» речи тоже не шло. Владимиров недолюбливал Тонкова за мягкость, тот считал старого товарища по сцене слишком нахрапистым и частенько жаловался на чрезмерное честолюбие. Они ссорились и спорили. Но на творчестве все это не сказывалось, как и их персонажи, они дополняли друг друга.
Казалось, все просто. Еще в семидесятых говорили, что противопоставление интеллигентной и далекой от реальности Вероники Маврикиевны и хамоватой, но более житейски мудрой Авдотьи Никитичны оказалось чрезвычайно удачной находкой.
Половина страны «болела» за интеллигентную Маврикиевну, вторая половина – за народную Никитичну, и все вместе смеялись над слабостями обеих. Очень важным стало и то, что обсуждали они в своих диалогах не какие-то отвлеченные вопросы, а насущные темы. Это не было социальным протестом, даже фрондой назвать нельзя, но в рамках сатиры оказалось чрезвычайно острым.
Кроме того, образы были хорошо узнаваемыми. Во дворах на скамейках сидели свои бабушки. Свои Никитичны были почти в каждой коммуналке. А вот Маврикиевны встречались реже, даже прообразами ее стали необычные женщины: актриса Яблочкина и родная тетя Тонкова Екатерина Шехтель, дочка великого русского архитектора Федора Шехтеля. Сам актер приходился ему внуком.
Анекдоты
Узнать популярность персонажа в Советском Союзе можно было и без помощи рейтингов и соцопросов. По анекдотам. Если их не рассказывают, о всенародной любви говорить рано. Про советских бабушек анекдоты стали рассказывать еще в семидесятых. Более того, новые анекдоты появлялись и после распада дуэта. Вот, например, из девяностых.
Пугачева с Ротару поспорили о том, кто популярнее. Решили узнать, кого в народе больше узнают. Оделись попроще, накинули платочки и пошли по-простому. Прохожие им улыбаются, здороваются, руками машут.
Тогда Пугачева говорит:
— Слышь, народ-то меня узнал!
— Нет, меня! — не соглашается Ротару.
Слова за слово, начали драться. Прибежал на шум полицейский и как закричит:
— Маврикиевна, Никитична! Что вы тут на старость хулиганите!