Пинежский вектор истории (26 фото)
Прочитал я недавно книгу «Пинежский вектор истории России». Автор Николай Залывский.
Издана книга у нас, в Архангельске, в 2005 году. Тираж 500 экземпляров, 480 страниц.
Начал читать книгу, и сразу был ошеломлен языком автора.
Кучеряво автор пишет, подумал я, и стал читать дальше.
Не дочитав страницу до конца, я затосковал и впал в уныние. Лентяй, сказал я самому себе, а ты сколько раз думаешь о судьбах России, и честно ответил, что не больше двух раз в месяц.
Читая книгу, я все больше убеждался в недостаточности своего образования. Ну, не понимаю я, как может монография выполнять роль реставратора вектора истории России.
Эти строки даже не надо комментировать. Какая самоотверженность! Какая мощь! Какие титаны духа живут у нас в провинции!
Потом в тексте стали встречаться рисунки сына автора. Вот такие.
Правда, в книге, которую автор назвал научной монографией, эти рисунки смотрятся несколько странно, но, если автор так любит своего сына, почему бы и не поместить их в книгу, ведь семейные ценности, это так здорово! Попробуй, спроси кто-нибудь, а на фига здесь эти рисунки, его тоже можно спросить, вы что, дескать, против семейных ценностей?
Более-менее нормально в книге читаются тексты архивных материалов, но как только автор начинает писать сам, становится грустно.
Методологический подход тоже своеобразный. Всего лишь один пример:
Это название шестой части книги.
А это названия двух глав, из которых состоит шестая часть. Оказывается, то, что на Пинегу ссылали политических ссыльных, и то, что там были монастыри, является не чем иным, как «умиротворением мировоззренческих устоев разных граждан России». Ни за что бы не догадался!
Потом я добрался до раздела «Наиболее известные деятели науки и образования-уроженцы Пинежского района». Их немного, всего четыре человека. То, что написано о трех из них, я выделил голубым цветом, а красным цветом выделено то, что автор написал о самом себе. Хорошо, когда у человека нет сомнений в своей гениальности. О Георгии Петрове, академике и Герое Социалистического труда, умершем в 1991 году, написано 10 строчек, а про самого себя автор написал четыре с половиной страницы.
Этот текст можно прочитать здесь, в энциклопедии "Учёные России": https://www.famous-scientists.ru/537/
Описывая свои научные достижения, автор посвятил несколько строчек и своей жене, не забыв упомянуть ее год рождения и девичью фамилию, что, не знаю как других, а меня очень тронуло. Автор любит свою жену, и не скрывает этого. Большая редкость по нынешним временам. Об этом и в научной монографии не грех упомянуть.
О том, что оба сына получили высшее образование, на мой взгляд, можно было не писать, и так понятно, что у такого титана мысли сыновья не могли учиться в каком-нибудь колледже.
Автор не скрывает того, что после школы он учился в ГПТУ. Я, кстати, не вижу в этом ничего зазорного. Ломоносов тоже, не сразу в Германии стал учиться. Только в энциклопедии "Учёные России" упоминания об учебе в ПТУ нет. Странно, чего стесняться-то?
Служил автор и в армии.
Потом автор книги получил высшее образование, правда, не в МГУ, не в ЛГУ, и даже не в одном из трех архангельских институтов, а в ВЗФЭИ, Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте, но, зато до каких высот он потом поднялся! Заслуженный экономист, доктор экономических наук, профессор, политолог, общественный деятель! Правильно писал Ломоносов:
Может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
А еще он ломоносовед и абрамовед. Интересно, а если филолог изучает творчество Льва Толстого, он, выходит, толстовед? А Достоевского? Достоевсковед или достовед?
Мандельштамовед, эренбурговед, ахматовед...
К слову "вектор" автор испытывает необъяснимое пристрастие.
А еще автор вот чем занимался. Не знал я, что для разработки таких оригинальных тем еще и гранты дают. Эх, надо было мне идти в экономисты!
Усиливать эмоции повтором акцента на Руси давно заведено. Чтобы иноземцы ни о чем не догадались, да и от Москвы свои тайные мысли иногда лучше в секрете держать.
Но автору чужда гордыня. Он не тешит себя иллюзией о научном совершенстве своей работы, он «утешает на милость встречи с читателем» (может кто-нибудь объяснить, что это такое?), и опирается на авторитет Стефана Пермского.
«Алчный до критики», это, хорошо сказано. Умеют же люди такие слова находить, что за душу берут.
«Ангажированный на хулу» тоже неплохо. Сразу видно, профессор умеет жечь глаголом сердца людей.
А «излучение духовной пищи», это, вообще, шедевр! Я-то думал, меня соседи из верхней квартиры космическими лучами облучают, а они, на самом деле, излучают духовную пищу, что с их стороны, есть самая настоящая подлость.
Издан сей "шедевр" не на деньги автора. Нашелся спонсор, пинежанин, давно живущий в Архангельске. Мне кажется, он дал деньги, не ознакомившись предварительно с текстом будущей книги.