Фото шахтеров (13 фото)
Фотограф Вера Сальницкая спустилась в шахту им. 7 ноября в Ленинске-Кузнецком и показала людей, которые работают на 300-метровой глубине.
Начать работу в шахте можно с 18 лет после курса обучения в учебно-курсовом комбинате или курсов рабочего обучения предприятий. Первая профессия, с которой начинается подземный стаж, — это горнорабочий подземный, или разнорабочий.
Рабочий день шахтеров выглядит так: утром они приезжают в административно-бытовой комбинат (АБК) шахты для получения наряда — сменного задания, переодеваются в специальную одежду и получают средства самозащиты. Дальше они добираются автобусом до ствола, спускаются в шахту, затем едут на дизелевозах по выработкам или пешком идут до забоев.
В самих забоях рабочая смена длится 6 или 8 часов. Потом шахтеры возвращаются в АБК, сдают в ламповую светильники и самоспасатели, моются и едут домой. При 8-часовой смене в неделе чередуются три рабочих и три выходных дня. Люди проводят под землей не более 30 часов в неделю. «Как правило, если в первые 2-3 года человек привык к ритму и условиям работы на шахте, он остается в профессии надолго», — отмечают в пресс-службе СУЭК.
Основных профессий в шахте две: горнорабочий очистного забоя и проходчик. Горнорабочий, он же добычник, добывает уголь в очистном забое (лаве). Это одна из самых высокооплачиваемых профессий в шахте. Горнорабочий управляет механизированным комплексом, производящим выемку угля. Комплекс состоит из многотонного очистного комбайна (на фото), который с помощью шнеков режет уголь с пласта, а также из поддерживающих кровлю секций крепи и лавного конвейера, по которому срезанный комбайном уголь транспортируется из лавы в соседние выработки. Комплекс в смену обслуживает звено из 8–12 человек.
Проходчик прокладывает путь в недра, проводя подготовительные горные выработки для последующей добычи полезных ископаемых. Обычно это делается с помощью специальных проходческих комбайнов (на фото). Звено проходчиков составляет 3-4 человека.
В современной шахте добыча угля становится все более механизированной и автоматизированной. Многие операции, раньше связанные с тяжелым физическим трудом, теперь выполняют машины, управляемые компьютерными программами.
Как и во многих профессиях, связанных с риском, у шахтеров есть много профессиональных примет и фольклора. В сказах Бажова описана Хозяйка Медной горы, живущая на Горном Урале и предстающая пред людьми то в образе прекрасной девы, то ящеркой в короне. В Донбассе подземным домовым считается Шубин, мифический горный дух со своеобразным чувством юмора.
Когда-то в шахту на смену брали клетку с канарейкой. Птицы чутко реагировали на метан и угарный газ в воздухе, которые могли привести к взрыву. Теперь роль канареек выполняют автоматизированные системы контроля за состоянием рудничной атмосферы. В выработках и на механизмах смонтированы сотни датчиков, которые способны не только подать сигнал об опасности, но и автоматически отключить все работающее оборудование в опасной зоне.
Пожалуй, самый известный шахтер на территории бывшего СССР — это Алексей Стаханов. К дате стахановского рекорда теперь приурочен профессиональный праздник День шахтера, который празднуется в последнее воскресенье августа. В городах, где шахта является градообразующим предприятием, этот праздник становится главным городским событием.
Средняя зарплата горняков Кузбасса — около 43 тыс. руб. Постоянная составляющая, не зависящая от плана, — не менее 70 % зарплаты.
Работа в шахте требует большого самообладания, терпения, выдержки и силы воли. Она не подходит людям, боящимся закрытых пространств и имеющим проблемы с легкими. Из-за вдыхания угольной пыли шахтеры часто страдают заболеваниями органов дыхания. На состоянии здоровья также сказываются шум и вибрация, недостаток освещения, вентиляции и тяжелый физический труд.
Рабочая неделя у шахтеров короче обычной, а отпуск длиннее — 56 дней в год. Во многих компаниях есть собственные профилактории-санатории для персонала. Спустя 20–25 лет, в зависимости от профессии, шахтеры могут выйти на льготную пенсию.
Шахтерскую профессию в основном выбирают люди, живущие в угледобывающих регионах. Обычно сами шахтеры говорят, что любят свою работу за то, что она кормит их семьи. В небольших шахтерских городах работа в угольной отрасли дает сравнительно высокий стабильный заработок и льготы. Как правило, на предприятиях крупных угольных компаний действуют мощные социальные программы.