Проект «Снежный Крейсер»: как США заморозили 6 миллионов долларов (14 фото + 1 видео)
Категория: Ностальгия, PEGI 0+
5 февраля 2016
Он точно помнил, что откололся от шельфового льда где-то в районе бухты Китов, что в море Росса. Может, год, а может, лет пять он бороздил просторы Тихого океана, и все это время в его теле, словно заноза, сидело нечто оранжевое размером с небольшую яхту. Но всему когда-то приходит конец. Пришел конец и его мучениям. Экваториальное солнце вытопило «это» из его тела, и выскользнув из айсберга, Snow Cruiser плюхнулся в океанскую волну. Спустя несколько минут он пошел ко дну, а айсберг, уже налегке, продолжил свой долгий путь...
Как знать, может быть, именно так и закончил свое существование проект под названием Snow Cruiser, который в 1939 году был не только предложен, но и реализован американцем Томасом Поултером. Мысль о создании некоего вездехода для покорения Антарктиды засела в его мозгу еще с тех пор как он в 1933-м принял участие во Второй антарктической экспедиции под командованием адмирала Бёрда. Тогда командор чуть не погиб, и одной из причин его гибели могло стать именно отсутствие должного транспорта для передвижения по этому суровому континенту.
Вернувшись в Америку, Поултер тут же принялся за дело. Надо сказать, что важную роль в реализации его проекта сыграло то, что по возвращении он был назначен научным руководителем одного из институтов, в связи с чем уже к весне 1939 года проект был полностью завершен на бумаге. Заручившись поддержкой директора института, он не только добился одобрения правительства, но и получил на строительство своего детища 350 000 долларов, что в то время было огромнейшей суммой. Это почти 6 миллионов долларов, в пересчете на день сегодняшний! В результате в начале августа 1939 года начались работы по постройке «Снежного Крейсера». А уже 24 октября, то есть спустя одиннадцать недель, вездеход был полностью готов!
Что же представлял собой Snow Cruiser? Еще будучи в Антарктиде, Поултер обратил внимание на то, что ее ландшафт изобилует огромными трещинами, и именно они становятся основной проблемой при передвижении. Причем большинство из этих трещин достигают в ширину более 10 метров. Теоретически можно было бы построить транспорт на гусеничном ходу, однако, по мнению Поултера, он был бы слишком громоздким, а главное, прожорливым. В связи с этим он пошел по другому пути.
Свой вездеход он решил оснастить колесами. Причем колеса были по максимуму сдвинуты к центру вездехода, а передний и задний свес были максимально длинными, учитывая центровку транспорта. Для чего это делалось? По мнению конструктора, при подъезде к трещине «Снежный Крейсер» надвигал на нее свой передний свес, пока он не достигал другого края трещины, а передняя ось не повисала над ней. Далее передняя ось втягивалась в корпус, а задняя продолжала толкать транспортное средство вперед до того момента, как уже она не повисала над трещиной. В этот момент из передней части вновь выдвигалась передняя ось и вытягивала вездеход на твердую поверхность. Как видите, теоретически все было довольно просто и вполне функционально.
«Снежный крейсер» компоновался по корабельному принципу. У него была рулевая рубка и штурманская, которые находились над верхней палубе. На ней планировалось разместить площадку для самолета, а также организовать место для хранения запасов топлива для него же. Ниже шли машинное отделение, камбуз и кают-компания, она же комната отдыха. Были также выделены отсеки для проведения лабораторных анализов и проявления фотоснимков. Над задней осью располагались запасы топлива (порядка 9500 л дизтоплива) и провизии. В корме было оборудовано место для хранения двух запасных колес. Приводился в движение этот крейсер двумя дизель-генераторами мощностью 150 л.с. каждый. А те уже питали электрические моторы в колесах, мощность каждого из которых была 75 л.с. Причем каждый из этих электромоторов управлялся отдельно, что позволяло распределять тягу не только по осям, но и на каждое колесо в отдельности. Так что система распределения тяги, которую применяют на современных внедорожниках, не так уж и инновационна, как заявляют производители.
В итоге «Снежный крейсер» получился длиной 17 метров, высотой чуть более 3 м, а шириной – 6,5 м. Весила эта махина 37 тонн, причем 13,5 т приходилось только на каркас. В качестве колес использовались покрышки от компании Goodyear. Они состояли из 12-слойной морозоустойчивой резины и имели в диаметре более 3 метров. Кстати, для замены колес была спроектирована специальная конструкция из кранов и балок, что очень пригодилось, как только «Снежный крейсер» был доставлен в Антарктиду.
Но прежде чем попасть туда, ему предстояло преодолеть путь от Чикаго до Бостона. Маршрут в 1700 км «Снежному крейсеру» предстояло пройти своим ходом, и эти километры фактически стали испытательным пробегом. За время пути, учитывая, что вездеход должен был прийти в порт Бостона строго ко времени, машину, где это было возможно, гнали на максимально возможной скорости, которая составляла 48 км/ч.
Часть рек, ввиду невозможности проезда по мостам из-за габаритов или веса, приходилось форсировать самостоятельно. Там-то как раз и прошли испытания системы, позволяющие пересекать трещины. Как показала практика, на проезд такой «трещины» требовалось от 1,5 до 2 часов. А в одной из «трещин» машина и вовсе застряла по причине поломки усилителя рулевого управления. На ремонт потратили трое суток. Тем не менее вездеход успел прибыть к погрузке на корабль за три дня до отправления в Антарктиду.
На корабль свое детище Томас Поултер загнал лично. «Снежный крейсер» встал на палубе поперек, но для того чтобы его края не свисали по бортам, пришлось демонтировать задний отсек, где хранились запасные колеса. В таком виде вездеход и прибыл к берегам Антарктиды 11 января 1940 года. Далее предстояла выгрузка и пробег по маршруту длиною 8000 км, согласно которому "Снежный крейсер" должен был объехать чуть ли не все побережье континента и дважды пересечь полюс. Но...
Проблемы начались практически сразу после выгрузки, которая тоже не прошла гладко. Пандус, который соорудили для съезда вездехода с корабля на лед, не выдержал и начал ломаться, как только машина на него въехала. Спасло ее лишь то, что Поултер, который и на этот раз управлял вездеходом сам, резко дал газу и буквально соскользнул на лед. Дальше было хуже. Как оказалось, гладкие покрышки были не способны толкать транспортное средство вперед и, немного побуксовав, тут же почти на метр ушли в фирновый снег. «Снежный крейсер» беспомощно повис на брюхе.
Провал всего проекта был очевиден. Однако команда все же попыталась спасти положение и путем неимоверных усилий навесила запасные колеса на передние, тем самым увеличив пятно контакта. На задние же, для обеспечения тяги, были надеты цепи. В таком виде «Снежный крейсер» хоть как-то смог передвигаться. Но задним ходом вездеход ехал лучше, в связи с чем в дальнейшем он так и стал передвигаться по Антарктиде. Впрочем, проехать удалось немного, каких-то 148 км. Машина то и дело утыкалась огромными свесами в торосы, да и двигатели постоянно перегревались. В итоге от дальнейшего передвижения по Антарктиде команда отказалась.
25 января «Снежный крейсер» решено было превратить в неподвижную станцию. Томас Поултер тут же отбыл в Америку, а экипаж остался проводить исследования, благо запасов топлива и продовольствия хватало чуть ли не на год. Однако и все остальные уже спустя полгода покинули «станцию». С наступлением антарктического лета полярники вновь посетили «Снежный крейсер» и нашли его во вполне работоспособном состоянии, но использовать в качестве станции не стали.
Последний раз несостоявшегося покорителя Антарктиды видели в 1958 году. Его нашли благодаря бамбуковому шесту, предусмотрительно воткнутому ранее в верхнюю палубу вездехода. Машина была погребена под многометровыми толщами снега. С тех пор «Снежный крейсер» больше не видели. И как знать, может быть, он действительно уже давно покоится на дне океана, уплыв с Антарктиды на одном из айсбергов, которые тысячами откалываются от этого континента. А может быть, до сих пор покоится в толщах снега, навсегда заморозившего шесть миллионов американских долларов.