Алексею Павловичу сейчас 79 лет, но это по паспорту, а внешне он выглядит гораздо моложе. «Внуки и правнуки не дают стареть», — улыбается Алексей Павлович. «Про нас с Клавдией, матерью моих детей, говорили: нищету наплодили. И в роддоме ей предлагали аборт сделать. Вроде из сочувствия. И мне на работе вопросами надоедали: зачем тебе столько, тут одного не знаешь, как прокормить, в люди вывести, а у тебя, бедного…
«Сам ты бедный, с одним-то ребенком», — говорил я очередному «доброжелателю» и торопился домой. К детям, к жене. Мои потомки живут рядом со мной, у нас целая улица Шаповал, мы все работаем на земле, коммуной, я командую, зато все сыты, одеты, дома двухэтажные, машины есть, все делаем вместе, своим горбом зарабатываем.»
В самой большой семье России и Кузбасса все невероятно похожи на Алексея Павловича – и русыми головами, и любовью к земле, и крепким духом. За 57 лет существования этой уникальной семьи в ней никогда не было и нет тунеядцев, курильщиков, преступников, пьяниц. Дедушка Алексей Павлович рассказывает про внуков: «До полста мальчики брали верх, а сейчас выровнялось все. Поровну девочек и мальчиков».
Почти все дети Алексея Павловича многодетные. Один из его сыновей, Алексей, рассказывает: «Вот все спрашивают, как это я умудряюсь десять ртов прокормить. Но они забывают, что это же двадцать рук». Шаповалы — семья трудолюбивая. Братья работают на автобазе, шоферами на «БелАЗах», у каждого большое хозяйство, по нескольку коров держат. Арендуют землю, выращивают на полях овощи, на базаре молоком и картошкой торгуют. Так что руки всегда нужны. «Мы детей с детства к труду приучаем, — объясняет Алексей, — а как иначе? Потому и деньги в доме есть всегда.»
«А в чем же счастье? — спрашиваем мы. — Давайте по пунктам». Шаповалы объясняют: во-первых, не страшно. Сено закончилось или газовый баллон опустел — братья всегда помогут. Жену в роддом увезли — малышей на это время по семьям разбирают. Проблема какая — всегда посоветоваться есть с кем. Во-вторых, дети между собой дружат. Сто человек — это же почти десять футбольных команд.
У одних во дворе качели, у других — песочница, у третьих — вообще целый игровой городок. Так что отпрыски всегда под присмотром, по чужим подворотням не ошиваются. Недавно собирались мы все у нашего брата. Накрыли столы, дали слово дедушке Алексею Павловичу. Он встал речь говорить, и слова сказать не может, слезы на глазах. Потому что смотрит на все это великолепие и гордится: это все я создал, это мой род. ©