Прощай, интернет-шопинг. Покупки по русски (1 фото)
Готовятся нововведения для интернет покупок за рубежом. Новые пошлины должны, фактически, лишить граждан РФ возможности, хоть с какой-то выгодой, покупать товары на зарубежных торговых площадках, таких как e-bay или Aliexpress.
Порог стоимости посылок для беспошлинного ввоза в страны ЕАЭС может понизиться до 150 евро. Если ЕАЭС решение не поддержит, Россия сама способна пойти на этот шаг. Последнее предложение ФТС – пошлина от 10 до 15 евро на отправления стоимостью от 22 до 150 евро. Превышение лимита обернется для покупателя необходимостью заплатить сбор плюс 30% от таможенной стоимости. Кроме того, ФТС приняла решение до конца 2015 года открыть на базе главка по борьбе с контрабандой спецподразделение по борьбе с теневым рынком интернет-торговли.
В длинном ряду мер по ограничению внешних связей, которые как-то резко наметились в последние месяцы, "наклевывается" и такая, как резкое ограничение права беспошлинно покупать товары за границей по Интернету. Первое ограничение этой сладкой покупательской свободы было наложено летом прошлого года. Тогда беспошлинный потолок установили в 1 тыс. евро по стоимости, 31 кг — по весу, и месяц — по частоте. Но все-таки, "окно" осталось довольно широким, тысяча евро — это покупка.
Хотя, как сказать. "Абсолютно стандартная история попыток госрегулирования и влияния на покупательское поведение. Когда ограничили тысячей евро, помню разговоры о том, что можно купить на это. Очень многие расстроились, и многие отказались от этих покупок", — рассказала корреспонденту декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.
Теперь, весьма возможно, "интернет-лафа" и вовсе закончится. Разговор об этом — не самый публичный, но, по появляющейся в СМИ информации, подготовлены два варианта, один другого жестче. Без пошлины можно будет выписать себе из-за рубежа товар либо на 150, либо вообще на 22 евро. То есть, на понюх табаку.
Дальше начнутся сборы. По более мягкому варианту, за посылку дороже 150 евро либо тяжелее 10 кг придется уплатить 30% таможенной стоимости (с почти издевательской припиской "но не менее 4 евро за 1 кг веса") плюс 10 евро. По жесткому — с посылки стоимостью от 22 до 150 евро и весом до 10 кг возьмут 15 евро, а с более дорогого либо тяжелого — как в первом варианте.
Движется вопрос не быстро — не потому, что не хотят злить наших граждан (их в данном случае обидеть никто, кажется, не боится), а потому, что это не есть чисто внутренне наше дело. Решаться должно на уровне Евразийского экономического сообщества, с участием Белоруссии, Армении и Казахстана. Вот, Казахстан пока что категорически против.
В очередной раз вопрос о пошлинах на "трансграничную интернет-торговлю" должен обсуждаться на совете Евразийской экономической комиссии 2 декабря.
По имеющейся статистике, в 2014 году товары по интернету из-за границы выписывали около 15 млн граждан РФ и получили около 78 млн посылок. Нынешний год предполагается завершить со 105 млн посылок на общую сумму порядка 240 млрд рублей.
Правда, если посчитать, то получается, что одно отправление не дотягивает даже до 3 тыс. рублей. И это лишь подтверждает, что не богачи себе выписывают иноземные изыски. Самые обычные люди, порой и бедные.
В конце концов, "интернет-торг" при всей его современности, имеет свои неудобства. Заказываешь по интернету — получаешь-то все равно по почте. Ждать приходится зачастую месяцами.
"Не забудьте, что "Почта России" не гарантирует сохранность товаров из интернет-магазинов. Это самое узкое место такой торговли, — заметила Татьяна Комиссарова. — Очень многие не пользуются интернет-магазинами именно по этой причине". "Люди грустно шутят — мол, "Почта России" нашими посылками зарплату получает", — озвучил мнение председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков.
В то же время, министр связи РФ Николай Никифоров отнюдь не бросился одобрять повышения пошлин. Он высказался против попыток "возложить какую-то дополнительную несвойственную им работу" на почтовых и таможенных служащих, которых могут заставить оценивать каждую мелкую бандероль.
Но все соображения неудобства отходят на второй план, когда простой россиянин обнаруживает в интернет-каталоге, что, например, планшет можно выписать аж вдвое дешевле, чем в российских торговых сетях, зимние ботинки – дешевле на треть. Кроме того, встречаются и такие товары, которые, несмотря на XXI век и глобализацию, у нас почему-то не продаются. Опять же, запчасти. Оторвалась у российского горнолыжника из среднего класса какая-нибудь застежка на шлеме. В магазине говорят — у нас, мол таких фитюлек нету, можем предложить целый шлем за десять тысяч. Накладно. А за кордоном отдельные застежки имеются.
"Если эти меры будут введены, безусловно, население наше пострадает, — подчеркнул Михаил Аншаков. — Либо среднего достатка, либо ниже среднего. Потому что именно они являются основными покупателями в интеренет-магазинах, особенно за рубежом. Это часто и многодетные семьи, которые заказывают там одежду детям. Потому что в России тот же самый импорт реализуется по недоступной цене, в 5-6 раз дороже".
Не будем спорить, "во сколько именно раз". А вот, кто же выиграет?
"Очевидно, откуда у этой инициативы ноги росли в конце 2013 — начале 2014 года, — отметил председатель ОЗПП. — Это наш ритейл. Он сейчас теряет деньги, он не может конкурировать достойным образом с онлайновой торговлей, но имеет достаточно серьезные лоббистские возможности".
Как не без ехидства напоминают защитники прав потребителей, товары-то в отечественных магазинах сплошь те же самые, импортные (если еще точнее — преимущественно китайские). Чем сильнее развиваются международные связи, тем в большей степени магазины и торговые центры становятся кем-то вроде лишних посредников.
"Они проигрывают за счет того, что они большие, неповоротливые, фактически лишние посредники, — считает Аншаков. — В связи с развитием интернет-технологий, потребитель может напрямую заказать какой-то гаджет на Тайване. А скидки крупному поставщику теперь небольшие, и благодаря логистике современной, они постоянно падают".
Председатель Общества защиты прав потребителей советует российским торговым сетям "заключать долгосрочные контракты, выбивать серьезные скидки, перестраивать свою логистику, которая отстала, предлагать сервисное обслуживание". "Они не хотят, они хотят быстро деньги получить за счет закручивания гаек, — отметил Аншаков. — Зачем конкурировать, когда в российских условиях проще включить административный рычаг, и он просто повысит прибыль. Бизнес по-русски".
А государственные интересы что же? "А государство прямой существенной выгоды от этого налога не получит, — убежден Михаил Аншаков. — Большинство уйдет в серые схемы, кто-то откажется — скорее всего, будет недобор этих пошлин. Бессмысленно собирать по 10 копеек, если администрирование те же 10 копеек стоит. А населению это создаст массу неудобств".
Обойти пошлинные "шлагбаумы", оказывается, очень просто. "Самая простая схема: будут создаваться фирмы-однодневки, которые возят эти товары мелким оптом и обеспечивают небольшой круг заказчиков, — предполагает Аншаков. — Эта фирмы вообще никаких налогов не платят, или эти пошлины для них значительно меньше, как для юридических лиц, занимающися бизнесом, чем для физического лица, которое покупает для личного потребления. Однодневки живут несколько месяцев, фактически уклоняются от уплаты налогов, затем комплект документов выкидывается и открывается новый".
"Кроме, того, челноки получат дополнительный стимул для своей деятельности — заметил в заключение глава ОЗПП. — Клетчатые сумки будем встречать, для них ограничений нет. С развитием интернет-торговли они стали сходить на нет, но сейчас, если будут закручены гайки, возможна некоторая реанимация".
Если же не удастся переубедить Казахстан — так через Казахстан все товары и повезут. Таможенный контур-то общий. "Казахстан, как и Белоруссия, всегда зарабатывали на российских протекционистских заслонах,- отметила Татьяна Комиссарова. — Они часто бывают транзитной страной. Так что выигрывают во всех случаях. Если будет повышение пошлин, еще больше выиграют".
Однако, может быть, не все так просто. "Раньше можно было купить и на $10тыс., — напомнил корреспонденту знакомый из малого бизнеса. — И было очень выгодно купить — и торговать тут. Товар пересекал границу, а государство с этого ничего не имело. Поэтому решили и с интернет-торга собирать пошлину"".
В общем, доводы отечественной торговли, что Интернет поставил ее в неравные условия, тоже имеют под собой некоторую почву.
"На данный момент в ряде ситуаций зарубежные поставщики, которые работают онлайн, имеют преимущество над нашими магазинами или казахстанскими и белорусскими, — отметил в беседе с корреспондентом "директор экспертно-аналитического центра при Российской академии народного хозяйства и государственной службы Николай Калмыков. — Потому что для них эти ограничения получаются меньше. Фактически введение тех или иных ограничений, связанных с дополнительными сборами, скорее является выравниванием конкуренции. Это в большей степени не вопрос того, чтобы собрать денег с населения".
Калмыков также подтвердил, что и в интернет-торге народились свои "посредники" — те, кто "заказывает большое количество вещей, зачастую даже товары, с которых не уплачиваются налоги, и распространяет их через интернет-магазины или просто через социальные сети".
По мнению Калмыкова, товары, выписываемые из-за границы — это все-таки, "по большей части не те товары, которые повседневно необходимы". "И многие из них могут быть заменены поставками в рамках ЕврАзЭс, — считает эксперт. — Диск с компьютерной игрой получается выгоднее купить там с поставкой сюда, чем здесь в лицензионном магазине".
Как напомнила Татьяна Комиссарова, мы все-таки живем в условиях курса на импортозамещение. "Это попытка, в том числе, поддержать производителей, которые сегодня выходят на рынки, — отметила эксперт. — Мы вкладываем деньги в создание собственных производителей и хотим, чтобы на прилавках были и российские товары. Такую протекционистскую политику ведут США уже десятки лет, они поддерживают собственные интернет-магазины, чтобы они как можно больше продавали во всем мире. У финнов есть государственная программа поддержки финских предпринимателей, которые готовы строить производства вне Финляндии, в том числе в России".
Как сложится ситуация с импортозамещением, прогнозировать сложно. Пример антиевропейских контрсанкций особого оптимизма не вселяет. А вот с потерей возможностьи приобретать дешевые зарубежные товары россиянам смириться, похоже. все же придется.