Два удивительных затерянных дома в Костромской области (16 фото)
"Дерево - это и есть Россия, это наша история, наш вклад в мировую культуру. В дереве нет итальянской частички души кремлевских соборов. Дерево - это русский "избяной космос".
Ситуация в деле сохранности деревянного зодчества одна из самых печальных. Мы нашли альбом 1942 года издания, посвященный деревянному зодчеству.Из 70 памятников, отобранных в альбом 1942 года, до нас дошло 27. А туда было отобрано лучшее из лучших. Рядовая деревянная архитектура исчезла на 90% и более. Сейчас не осталось пожалуй во всей стране ни одной деревни которую можно показать нашим детям и сказать - вот она Россия, рубленная в обло, вот ее церкви и часовни, избы богатые и бедные, светлые и курные, овины и гумна, амбары и бани, колодцы и поклонные кресты."
А такой он был
Позже выяснилось,что в строительстве дома были использованы части проекта знаменитого архитектора Ивана Павловича Ропета, опубликованного в журнале "Мотивы Русского Искусства".
А построил дом Мартьян Сазонович Сазонов крестьянин, уроженец села Асташево Чухломского уезда, столяр, успешный предприниматель, меценат, в 1897 году.
В центре владелец дома Мартьян Сазонович Сазонов (1842-1914) и Екатерина Алексеевна Сазонова (в девичестве Добровольская) (1875-прим 1950), его вторая жена; за ними по видимому отец Екатерины, дьячок Ильинской церкви; и возможно ее сестра; крестьяне Асташево и окрестных деревень.
Так дом выглядел в начале 20 века.
Ну а потом десятилетия забвения.
"Сазонов покинул дом вскоре после революции, вывезя всю мебель.
В 1943 году дом вскрыли в нем устроили почту, библиотеку и фельдшерский пункт. Беседка к тому времени уже совсем сгнила и на ее месте устроили танцплощадку. Окна террасы выбили в 1950-е и она так и стояла открытая. А в 60-е потекла крыша. Вроде бы даже купили железа ее перекрыть, а потом вскрыли чердак и увидели что там все погнило. Почта и фельдшерский пункт съехали, а библиотека вообще закрылась. А вскоре и деревня вымерла и все лесом поросло."
Второй дом не менее интересен и красив.
"Погорелово - забытая и заброшенная деревня в Костромской области. Когда то это было государственное (и потому богатое) село. Местные крестьяне в основном промышляли отходничеством, то есть ездили на заработки в Питер. Некоторые зарабатывали прилично и крепко становились на ноги. В одной из таких семей родился Иван Дмитриевич Поляшов. Венцом его карьеры был субподряд на ремонтных работах в Зимнем Дворце. Получив статус потомственного почетного гражданина, Поляшов в 1903-ем году построил дом-терем (а кроме того стал одним из крупнейших землевладельцев Чухломского уезда, построил современную мельницу на Виге, часовню в Погорелово, новый придел в приходской церкви в Дорке и т.д.). "
"Дом уникален своей эклектичностью - постройка со сложной объемной планировкой, перекликающаяся с лучшими образцами загородных дач в русском стиле, с невероятно богатыми интерьерами парадных комнат, в то же время совершенно практична с деревенской точки зрения - здесь все сделано по уму и все приспособлено для ведения крестьянского хозяйства."
"Судьба дома после революции повторяет судьбы десятков усадеб Костромской области - дом был реквизирован в 1918-ом году. Поляшова переселили в одну из комнат на первом этаже, а в доме разместили сельсовет и несколько крестьянских семей. Поляшов умер в 1935 году, избежав раскулачивания и репрессий.
В 1972-ом году сельсовет закрылся и выехал из Поляшовского дома. Дом бы несомненно пропал, если бы не чистая случайность. Черта московских художников-авангардистов - Анатолий Жигалов и Наталья Абалакова совершенно случайно тем же летом задумала байдарочный поход по речке Виге. Чухломской край в те времена все еще был страшной глушью, дороги только начинали строиться, добираться сюда надо было Ан-2 из Костромы. К тому же Костромская область была в разы менее популярна чем Русский Север с точки зрения байдарочных походов. Поэтому их появление в Погорелово было полной случайностью. Увидев дом, Анатолий купил его (что было непросто - как и во всех случаях покупки государственной собственности)."