Забавные правила этикета викторианской Англии (9 фото)
Образ европейца викторианской эпохи представляется нам каким-то чопорным, правильным и привередливым. В викторианской Англии (т.е., во время правления королевы Виктории , 1837-1901 г.г.) каждый член высшего общества должен был знать соответствующие его положению правила этикета. Сегодня многие из этих правил кажутся причудливыми и глупыми: какая разница, в каком порядке гости заходят в столовую на ужин? В то время это было важным, потому что такие социальные тонкости показывали знание манер и являлись проявлением вежливости.
Конечно, некоторые правила этикета были причудливыми, но, тем не менее, они работали. Каждое общество имеет подобные правила, например ездить ли по правой или по левой стороне улицы, и эти правила, вопреки ожиданиям, помогают соблюдать порядок. В викторианскую эпоху этикет был механизмом социального общения, в те времена существовали правила, как заводить новых друзей, как поддерживать отношения со старшими, и как расставаться с сомнительными знакомыми. Но самое главное, что соблюдение правил помогало показать уважение к остальным, в том числе служащим, знакомым, дворянству и духовенству.
10. Этикет моды: кринолины и корсеты
Викторианцы твёрдо верили в важность ношения соответствующей случаю одежды. И, в то время как в начале 19-го века женские платья были довольно просты, во времена королевы Виктории маятник качнулся обратно, в пользу сложных, изысканных и богато украшенных нарядов. В шкафу обычной девушки хранились платья множества фасонов, и все они были необходимы: платья для балов, обедов, прогулок и поездок в карете, для выезда за город, вечерние платья. Строгие правила диктовали, как долго следует носить чёрное платье в случаях траура по мужу, отцу, брату и даже родственникам со стороны супруга.
Несомненно, наиболее известным и смешным пунктом гардероба викторианской женщины был кринолин. Используемый в качестве замены тяжёлых юбок, эти стальные купольные клетки широко растопыривали женские юбки вокруг ног. Возможно, подобное устройство и облегчало пользование горшком, но маневрирование в ограниченном пространстве с этой конструкцией стало проблемой. Женщинам также пришлось заново учиться элегантно сидеть. Тем не менее, кринолины были популярны, и их носила каждая светская дама. Позже, в том же веке, мода облегчила кринолины, и они стали подпирать только заднюю часть платья.
Но, пожалуй, ни одна другая деталь одежды не представляет лучше викторианскую эпоху, чем корсеты. Они были необходимы для викторианской женщины. Это облегающее бельё помогало держаться прямо и даже внушало чувство самоуважения. Корсеты носили женщины всех классов - они были стандартом даже в тюрьмах. Некоторые врачи того времени утверждали, что корсеты необходимы женщинам для сохранения здоровья, как они говорили "корсеты поддерживают внутренние органы женщин".
9. Правила этикета на улице
Строгие правила четко регулировали нормы поведения на набережных и в общественных местах, особенно общение между мужчинами и женщинами. Молодая незамужняя женщина не должна была выходить из дома без эскорта. Этикет запрещал барышням оглядываться на знакомых или останавливаться, чтобы поболтать в многолюдных местах.
Согласно опубликованной в 1869 году книге Касселла «Руководство по дому», охватывающей все стороны викторианской жизни, если молодая женщина видела знакомого джентльмена и не хотела его внимания, она должна была взять инициативу на себя и протянуть ему свою руку. Джентльмен должен был подождать, пока леди признает его, прежде чем приподнять шляпу (а не просто прикоснуться к ней), и он должен был держать руки подальше от леди. Если она протянула руку, джентльмен, вместо того, чтобы остановиться, должен был развернуться, забыть на время о своих делах, и сопровождать леди. Сам разговор при этом должен быть очень осторожным: Касселл пишет, что «в общественных местах должны соблюдаться строгая сдержанность речи и поведения», без «громких разговоров» или «оживлённых дискуссий».
Джентльмены никогда не курили в присутствии дам. Для дамы было бы невежливо пытаться заговорить с джентльменом, когда он курит, потому что это заставило бы его потушить хорошую сигару.
«Сократить» правила и посмотреть непосредственно на кого-то, не дожидаясь признаков признания, можно было только при чрезвычайных обстоятельствах. Касселл считает, что это «акт наибольшей невоспитанности, который можно совершить в обществе».
В карете джентльмен никогда не сидел рядом с леди, если она не была его родственницей; он всегда сидел спиной к лошадям, предоставляя противоположное место даме. Джентльмен также должен был позаботиться, чтобы не наступить на женское платье, и он должен был сойти первым, чтобы помочь спуститься леди.
8. Этикет введения в светском обществе
Надлежащее введение в викторианское общество считалось очень важным, так как считалось неприличным обращаться к кому-то, если вы не были официально представлены. Нижестоящих представляли вышестоящим, за тем исключением, что дамам всегда представляли джентльменов, независимо от ранга.
Таким образом, чтобы правильно ввести людей в викторианское общество, вы должны были знать социальные рейтинги, или порядок старшинства. Это было непростой задачей. После королевы и членов её семьи шли архиепископ Кентерберийский, лорд-канцлер, и так далее. Титулованная знать состояла из двух санов: пэров (включая герцогов, графов, маркизов, баронов и виконтов, именно в таком порядке) и нижестоящих баронетов и рыцарей.
Правильное определение порядка обращения было также довольно трудным. Как правило, к пэрам обращались «лорд», а к их супругам – «леди». При обращении к баронетам и рыцарям использовалась приставка «сэр». Однако было много путаницы при обращении к вышестоящим, но не имеющим титулов. Это также затрудняло письменное общение, потому что нужно было знать, что при обращении к маркизу следовало добавлять «благородный», но остальных пэров называть «достопочтенными».
7. Этикет визитной карточки
Если вы приехали в город на длительное время, было принято объезжать всех знакомых и оставлять им визитную карточку. Это было способом объявить о своем присутствии и устроить ответные визиты старых знакомых. Получивший карточку обычно отправлял свою карточку или наносил визит в течение недели. (Близкие друзья могли навещать сразу, не дожидаясь визитки). Можно было также оставить карточку в связи с определёнными домашними событиями, такими как болезнь или помолвка, чтобы выразить соболезнования или поздравления.
Для леди хорошим тоном считалось развозить карточки в карете с лакеем, который относил их в дом. И карточек было много. Если замужняя женщина приезжала к другой, она оставляла одну визитку со своим именем и две с именем мужа (для хозяйки и хозяина), кроме того, дополнительные карточки оставлялись для незамужних дочерей и гостей в доме. Имена незамужних дочерей посетителя разрешалось писать на карточках их матери.
Любители Джейн Остин и Чарльза Диккенса могут припомнить, как новоиспечённые граждане высшего сословия иногда гордились карточками от высокопоставленных знакомых, которые те им оставили.
6. Этикет при нанесении визитов
На официальном приёме или при нанесении официального визита было не принято носить что-нибудь эффектное: правила этикета рекомендовали «простой прогулочный костюм». По традиции, эти мероприятия называли «утренним приёмом», хотя в викторианскую эпоху они почти никогда не выполнялись до полудня. В 18 веке слово «утро» означало просто «до ужина».
Каждый день, когда дама находилась дома, ожидалось, что она будет должным образом одета и готова к приёму посетителей между 3 и 5 часами; на самом деле время прибытия посетителей зависело от того, насколько близко они были знакомы с хозяйкой: чем ближе вы были, тем позже вы могли нанести визит. Те, кто был не очень хорошо знаком с вами, приезжали между 3 и 4 часами вечера, если они приезжали раньше, это считалось признаком «плохого тона».
Когда вы прибывали, дворецкий провожал вас в гостиную, где было принято принимать гостей. По этикету, если джентльмены хотели показать, что они не намерены надолго оставаться, они брали с собой свою шляпу и кнут для верховой езды. Джентльмен мог держать шляпу в руке или положить её на какой-либо предмет мебели - но ни что не считалось таким вульгарным, как положить её на пол или под стул.
«Встряхивание руки» при рукопожатии считалось «неуместным». Вместо этого рекомендовалось ограничиться «лёгким пожатием» и «небольшим движением запястья». И, конечно, джентльмен никогда не протягивал руку даме.
5. Правила этикета на званом ужине
Викторианский ужин был как минное поле, полное потенциально опасных социальных оплошностей. Прежде всего, гости должны были прибыть с 15-минутным опозданием. После сбора в гостиной через небольшой промежуток времени слуга объявлял, что обед готов, и приглашённые проходили в столовую.
Но это простое событие перемещения в столовую в викторианскую эпоху было важнейшей церемонией. Это была тщательно спланированная процессия из пар, возглавляли которую самые почётные гости. При организации порядка процессии хозяйка должна была убедиться, что никого не обидит. Всё ещё более осложнялось, когда среди гостей были неженатые люди или вдовы и вдовцы, потому что это требовало принятия решения, кого и с кем поставить в пару.
Неправильно составленное шествие могло создать напряжённость в ходе того события, которое должно было длиться всю ночь: как правило, сам обед состоял из 10 перемен блюд, не считая десерта. Во время еды возле гостей стоял лакей, чтобы подавать им пищу, а джентльмену полагалось развлекать беседой даму справа от него.
Но после десерта вечер не заканчивался. Дамы переходили в гостиную, чтобы общаться, пить кофе или чай, что позволяло господам курить и, возможно, участвовать в грубом мужском разговоре.
4. Представление ко двору
По мнению викторианцев, девушку следовало выводить в свет, когда она достигала совершеннолетия и была готова к вступлению в брак.
Барышень представляли несколько раз в год во дворце Сент-Джеймс. Но они были не единственными, кто должен был быть представлен. Молодых людей также несколько раз в год представляли на приёмах, которые проходили либо при дворе королевы, либо у принца Уэльского.
Существовали строгие правила относительно костюмов для представления королеве. Мужчины должны были быть в коленных бриджах, обуви с пряжками и при шпаге. Дамам полагалось носить в волосах перья, достаточно высокие, чтобы королева могла их заметить, а длинна шлейфа у платья должна была составлять ровно 3 ярда (2,74 метра). И, хотя двор королевы Виктории имел репутацию скромного, платье для представления молодой леди должно было оставить шею и большую часть её плеч обнажёнными.
Во время ожидания во дворце дамам полагалось держать шлейфы своих платьев на левой руке. Рядом находилось несколько камергеров, готовых поддержать шлейф и сопроводить даму к королеве Виктории. После представления дама целовала руку королевы (или королева целовала её в лоб, если она была супругой или дочерью пэра). Затем она должна была снова поместить шлейф на левой руке, и элегантно выйти из комнаты, не поворачиваясь спиной к королеве.
Церемония представления молодых людей была похожей: после того, как объявляли имя, представляемый должен был преклонить одно колено и протянуть правую руку в сторону королевы. Королева клала свою руку на его, и молодой человек её целовал.
Теперь, после того, как они были представлены, молодые люди могли, наконец-то, перейти к делу и начать подыскивать себе пару.
3. Ухаживание
«брак по любви не обязательно несовместим с браком, заключённым по мотивам заинтересованности, но взаимная любовь не считается необходимой в качестве отправной точки». Когда молодые люди должны были выбирать между взаимной привязанностью и сохранением финансовой или социальной стабильности, всегда возникали проблемы.
Книги по этикету изо дня в день рекомендовали читателям искать партнёра только среди своего сословия. Законы о наследовании и первородстве обязывали передавать поместье целиком в руки первенца мужчины, и это имело плохие последствия для тех, кто искал брак по взаимной любви. Считалось нормальным и правильным, что леди искали женихов среди старших сыновей. Если поместье было в тяжёлом положении (и не могло быть заложено из-за ограничения права на распоряжение собственностью), старшие сыновья часто искали наследниц с деньгами, даже если они были грубыми женщины низкого социального ранга. Эта практика была горькой и ироничной пилюлей для викторианцев, которую им пришлось проглотить.
Мужчины обычно женились на более молодых женщинах - одна книга сообщает, что 30-летнему мужчине подходит 22-летняя женщина, а 40-летнему подходит 27-летняя. Все «девушки на выданье» старались быть в городе в сезон проведения общественных мероприятий (он начинался в январе, но набирал темп в апреле-июне), который служил в основном в качестве брачного рынка. И, если молодая леди не могла подобрать себе мужа в течение трёх сезонов, она переставала посещать мероприятия и считала себя «старой девой».
Джентльмен, который заинтересовался юной леди, никогда не мог рассчитывать на то, что останется с ней наедине. Чаще всего он наносил визиты в дом её семьи, и они разговаривали в присутствии родителей или сопровождающих. Каждый пытался определить характер другого. Женщина опасалась мужчины, если ему нравились «низкие и пошлые развлечения», в то время как мужчина хотел убедиться, что его будущая жена будет хорошей компанией и пытался определить, выполняет ли она свои домашние обязанности.
2. Бальный этикет
Балы были основным моментом социальной жизни для молодых людей викторианской эпохи. По сравнению с обычными танцами, балы были более формальными, имели большую посещаемость, на них обязательно играл оркестр. Те, кому посчастливилось получить официальное приглашение, получали его за три-шесть недель до мероприятия и должны были в течение дня подтвердить своё участие. Бал включал в себя ужин, карточные игры, и, конечно, музыку и танцы.
Хозяйка всеми доступными средствами старалась подготовить дом к приёму гостей. Двери снимались с петель, удалялись ковры, полировались полы, добавляли свет везде, где это было возможно, составляли блюда и рассчитывали порции, заказывали цветы и нанимали оркестр.
Во время бала дамы, как правило, имели танцевальные карты, на которых можно было записать имена своих партнёров. По изложенным Касселлом правилам, данное кем-то обещание станцевать было священным и «не должно ни в коем случае быть нарушено». Не допускалось, чтобы леди танцевала более трёх раз с одним и тем же джентльменом. Во время танца леди всегда держалась изящно. И на самом деле, леди всегда должна быть идеальной и элегантной, не позволяя никому увидеть, как она поправляет свои волосы или одежду.
Незнакомцы, конечно, не могли танцевать, пока их не представят, так что джентльмену, который проявил интерес к даме, приходилось просить друга их познакомить. Но это знакомство должно было быть подтверждено в зале - если мужчина снова увидел заинтересовавшую его женщину, он не мог продолжить знакомство, если она не брала инициативу на себя.
Хотя леди не могла перемещаться по залу без сопровождения джентльмена, практика прогуливания леди по комнате после танца вышла из моды в середине викторианской эпохи. Вместо этого мужчина провожал леди до её кресла, кланялся и уходил. Выбор партнёра на последний танец перед едой был особенно важен, так как джентльмен после танца сопровождал свою партнёршу по танцу на ужин.
1. Этикет сватовства
В соответствии с книгой Касселла, когда викторианский джентльмен хотел сделать предложение, он должен был «прежде чем сделать заявление о своей любви, констатировать, что леди испытывает чувства по отношению к нему». Затем, перед помолвкой, он должен был получить благословение от её отца.
Прежде, чем он получал это благословение, пара была вынуждена приостановить связь и «жить так, как они жили до момента знакомства друг с другом». Время до получения благословения использовалось для урегулирования финансовых вопросов. Джентльмен представлял свою собственную финансовую ситуацию, а семья леди определяла, какое состояние выделит невесте. Дама, как правило, получала лишь часть состояния, необходимую для личных нужд, основной капитал передавался в доверительное управление мужу. После того, как помолвка состоялась, если одна из сторон решала её разорвать, другая могла подать в суд на возмещение ущерба.
Когда всё это заканчивалось, помолвленным разрешалось встречаться. Даму по-прежнему должен был кто-нибудь сопровождать, не оставляя её один на один с женихом. Кроме того, пара не должна была отрываться от группы, чтобы пошептаться или сделать что-нибудь ещё, что «могло вызвать улыбки и комментарии» других. Касселл недвусмысленно заявляет, что такое «абсурдное» поведение «является нарушением приличий». Он считал «абсолютно вульгарным», если обручённая женщина положит руку на плечо своего жениха. Неудивительно, что викторианские пары часто желали, чтобы время помолвки было как можно короче.