Секретный объект: "Завод Юпитер" на окраине Припяти (40 фото)
Среди густых лесов на окраине Припяти, обнесенный высоким, ранее неприступным забором, расположен легендарный завод Юпитер. Официально здесь выпускали ролики лентопротяжных механизмов для бытовых магнитофонов и другие аналогичные мелкие детали, но в большинстве цехов производилась совершенно другая продукция. Более серьёзная система охраны периметра, чем требовалось для обычного завода, огромные масштабы завода и невесомая таинственность, будто окружающая его, терзала догадками многих любопытных.
В условиях строжайшей секретности на территории Юпитера занимались разработкой и сборкой военных ЭВМ и "Черных ящиков" именуя выпущенные агрегаты загадочным префиксом "Изделие №". Даже в настоящее время достоверно не известно обо всех выпускаемых агрегатах, сходивших с конвейера. Известно, что многие из изделий использовались для военных субмарин, истребителей, и даже в космической промышленности.
Размеры территории завода внушительны и сопоставимы с целым городским микрорайоном. Если бОльшая часть населения Припяти была задействована на ЧАЭС, то оставшееся большинство трудилось именно здесь.
После катастрофы, завод оказался одним из тех мест, которое жалко бросить, поэтому было принято решение провести полную дезактивацию территории, после чего производство возобновилось. Юпитер функционировал до тех пор, пока не была окончательно остановлена выработка электроэнергии на ЧАЭС - станция являлась главным источником для обеспечения масштабного производства. После территория завода была отдана во владение "Спецатома". В бывших цехах занялись испытанием робототехники для объекта "Укрытие", а также обустроили дозиметрические лаборатории. Примерно 7 лет назад "Спецатом" также утратил интерес к заводу и просто съехал с занимаемой территории. В настоящее время "Юпитер" полностью брошен и расхищается. Т.к. завод был оставлен не так давно, в помещениях до сих пор можно обнаружить множество советских станков, приборов и предметов быта. В этом обзоре мы прогуляемся по территории одного из самых загадочных и ранее секретных мест зоны.
КПП "Юпитера". На фотографии виден фрагмент забора. Раньше периметр был неприступным, бетонный забор полностью завешан различными системами сигнализации, а также колючей проволокой.
Здание слева - столовая, справа - АБК (администротивно - хозяйственный комплекс), а также ССИР (служба специальных инженерных работ).
Переход между корпусами.
Осмотрим корпус АБК - самое высокое здание на территории.
Проходная.
Забегая вперед хочу сказать, что мы были сильно ограничены во времени и осмотр приходилось делать очень поспешно.
Внутри коридоров множество советских вымпелов и плакатов, призывающих к труду и совести.
Комната со звукоизоляционным покрытием. Вероятно здесь проводились акустические испытания приборов.
На перегородке висят фотографии знаменитых музыкантов.
Складское помещение с различными радиодеталями.
Советские часы.
Хоть завод и забросили не так давно, во многих комнатах пол буквально завален уже новым мусором.
Лифтовой холл. Проемы в два ближних лифта зачем- то заделали металлическими листами.
Поднимемся на крышу. Остатки системы вентиляции на тех - этаже.
До ЧАЭС отсюда около 4 км.
Совсем чуть- чуть (метров ~ 350) до ближайших 16- ти этажек в Припяти.
Здание АБК и ССиР. За ним огромный опытный корпус. Обратите внимание на дырку в крыше - внутри здания обвалилась бетонная ферма. Представить трудно как это могло произойти. Конструкции ведь относительно новые. Позже я покажу это место изнутри.
На улице постепенно темнеет, и нужно поторапливаться - ночью на территории начинают свою работу мародеры. Осмотреть все за один вечер нереально, поэтому переходим с осмотра административных корпусов к цехам.
Цеха опытного завода №3.
Сейчас трудно определить, какие производственные процессы здесь проходили. Вполне вероятно, что именно этот цех использовали для "официального" производства.
Нижний уровень затоплен дождевой водой.
Перейдем в самый большой и главный цех завода - №1.
Размеры внушительны.
Внутренний объем здания поделен продольными перегородками на несколько частей. В каждой из них проходил отдельный производственный процесс. Таким образом, рядовые работники не имели представления о производственном процессе в другой части здания.
Переходим по улице в следующую часть цеха.
Каморка бригадира.
Небольшая комната посреди цеха. Помещение выполнено из листов профнастила.
Переходим в третью часть.
Многие знают это место по популярной компьютерной игре, но увидеть такое вживую - зрелище куда более захватывающее. Огромная рухнувшая ферма и внушительный кусок кровли вместе с ней. Что здесь могло произойти?
Остекленная комната.
Впрочем, в подвалы нам так и не суждено было попасть - они оказались затопленными.
Где- то на территории послышались посторонние звуки. Их источники мы не стали проверять и, во избежание проблем под конец похода, решили покинуть территорию. Дальнейший марш - бросок оказался непростым. Блуждая в поисках пути, по которому мы вошли в город, мы заплутали и чуть не вышли к Юго- западному КПП Припяти. Со стороны сторожки раздавались механические звуки чего - то крутящегося. Ходят слухи, что на вооружении у охраны есть стационарные тепловизоры. В дневное время мы бы ни за что сюда не сунулись, однако теперь проверять было поздно, и мы просто включили режим "лося". Шумя и поспешно пробираясь сквозь заросли и, норовящие угодить прямо в лицо, ветви деревьев, мы подошли вплотную к границе города. Припять со всех сторон имеет неравномерный периметр. Где- то город обнесен забором из колючей проволоки, где - то просто проходит патрулируемая грунтовая дорога, ну а нам, как всегда, повезло - в нашем случае периметр представлял из себя забор и искусственный ров с водой за ним.
Где- то позади, со стороны кпп послышался шорох. На поиски обхода времени нет. Прыгаем! Повезло правда не всем, и двое из нас, промочили ноги. Делаем окончательный получасовой бросок без привалов и в конце концов оказываемся на уже знакомой нам железной дороге, а к полуночи уже в знакомом нам станционном домике возле платформы Буряковка, где мы и заночевали.
Далее была долгая, но бодрая дорога к выброске. К вечеру следующего дня мы оказались у машины.