Где живут тролли. Как работают интернет-провокаторы в Санкт-Петербурге и кто ими заправляет (3 фото)
«Требуются интернет-операторы! Работа в шикарном офисе в ОЛЬГИНО!!!! (м. Старая деревня), оплата 25 960 в месяц. Задача: размещение комментариев на профильных интернет-сайтах, написание тематических постов, блоги, социальные сети. Отчеты по скринам. График работы подбирается индивидуально <…>. Оплата еженедельная, 1180 за смену (c 8.00 до 16.00, с 10.30 до 18.30, с 14.00 до 22.00). ВЫПЛАТЫ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО И БЕСПЛАТНОЕ ПИТАНИЕ!!! Трудоустройство официальное или по договору (по желанию). Возможно обучение!»
Такое объявление появилось в социальных сетях в конце августа.
На подходе
Пятнадцать минут езды от метро «Старая деревня», напротив железнодорожной станции Ольгино. Огромный белоснежный коттедж. Охранник, секретарь и кабинеты с надписями «Управление блогеров и комментаторов», «Отдел быстрого реагирования», «Отдел CEO», «Журналисты», «Креативный отдел», «Отдел комментаторов», «Отдел блогеров», «Отдел специалистов социальных сетей». На третьем этаже — кабинет руководства и конференц-зал.
Приказом «О разъяснениях дисциплинарного характера», обращенным к сотрудникам ООО «Агентство интернет-исследований», например, запрещаются «тесные личностные контакты на территории бизнес-комплекса». Отдельная приписка для офис-менеджера: «на окнах без согласования с администратором Оксаной ничего не развешивать». Из данных ЕГРЮЛ следует, что организация зарегистрирована 26 июля 2013 года. Учредителем значится Михаил Куркин, гендиректором — Николай Чумаков.
Нас с подругой встречает Алексей Сосковец — выходец из молодежной политтусовки. В «друзьях» «ВКонтакте» у него масса активистов движения «Наши», «Молодой Гвардии Единой России» и сотрудников комитета по молодежной политике Петербурга, включая бывшего главу комитета Никиту Александрова.
В 2013 году принадлежащее Сосковцу «Северо-Западное агентство услуг» выиграло 18 конкурсов на проведение праздников, форумов и спартакиад для органов власти Петербурга. В половине конкурсов агентство участвовало единолично. Летом 2013-го выиграло конкурс на транспортное обслуживание участников лагеря «Селигер».
Нагрузка — 100 комментариев в день
Пока заполняли анкеты, Алексей описывал наш функционал. По его словам, сейчас они занимаются увеличением индекса неких статей. «Статьи бывают разные — социальные, бизнес, политические и тому подобное. Действуем по принципу «Яндекс-маркета», — начал он. — «Яндекс-маркет» — это большущий интернет-магазин, который говорит, где лучше покупать. Под каждым товаром есть комментарий людей, которые говорят, что это отличный телефон, это плохой телефон. Увы, реалии жизни таковы, что не всегда люди хотят писать первыми комментарии. Нам нужно повышать посещаемость сайта. Это можно делать роботами, но роботы делают свою работу механически, и иногда система типа «Яндекса» их банит. Поэтому было принято решение делать это людьми. Пишете комментарий от себя с указанным нами вектором. Например, про G-20 можно написать, что это очень почетно для России, но мне неудобно добираться до дома».
Спрашиваю, требуется ли от меня, как от тролля, вступать в дискуссию. «Где-то требуется, где-то нет, но вводить полемику не стоит, потому что люди на том конце хотят поболтать, а у вас это рабочий день. Ответили на шесть строчек, потом на одну, и все, — объясняет Алексей. — Мы вам скинем все сайты и ссылки на статьи, на которые стоит ориентироваться. По нормам нужно писать около 100 комментариев в день».
На вопрос, каковы будут темы после G-20, отвечает неуверенно: «Будут заказы. Мы пока еще сами не знаем. Много в политической и бизнес-сфере событий, какие скажут, такие и будем выполнять».
Из разговора становится понятно, что «руководство» обещало: вся эта конструкция продержится до Нового года, а дальше агентство хотят перевести в разряд бизнес-проектов. «Сейчас и народ набираем, в нескольких городах действуем — Москва, Питер», — уточняет Алексей. Он говорит, что к нашистам они не имеют отношения, но не исключает, что получится что-то похожее.
Внезапно спрашивает, как мы относимся к Навальному и Собянину? Мы делаем индифферентные лица.
— На Селигер вы ездили?
Час от часу не легче.
— А я несколько лет людей возил на Селигер. С Якеменко знаком, к счастью или несчастью. Здесь, в Питере, многих знаю. Когда Никиту Александрова поставили главой комитета по молодежке, я очень ржал. Он бегал активистом, когда я делал Селигер. А потом — бах — мне звонят из Смольного и говорят, что твой кореш стал председателем комитета.
Разоблачители
Собеседование мы прошли успешно, от нас требуют копии паспортов, потому что якобы арендодатели — ребята жесткие, и без них нас не пустят. На следующий день приходим в полной уверенности, что разоблачены, операция провалена — ведь пару кликов мыши вычислят корреспондента «Новой». Однако Сосковец радостно провожает на рабочее место — за два часа надо написать два поста о Законе об образовании. По две тысячи знаков с носа. Пишем.
На рабочих столах сохранены скриншоты работы предшественников, которые ругают Америку и Навального. Мол, в штатах тесно (из-за небоскребов), люди хамоватые и алчные, а фильмы бездуховные, а вот наш кинематограф, напротив, поднимается с колен. Сотня комментариев состоит из сплошных штампов и стереотипов. На рабочем столе у коллеги из газеты «Мой район», который тоже внедрился в «логово троллей», скриншоты, разоблачающие журнал «Форбс».
Напомним, весной этого года «Форбс» оказался в центре скандала, где на правах рекламы было опубликовано интервью бизнесмена Сергея Соловьева. Тогда в «Газете о газетах», где главным редактором служит Мария Майорова (бывший работодатель Марии Купрашевич), опубликовали материал, обвиняющий «Форбс» в публикации заказухи. По времени это совпало с мощными DDoS-атаками на некоторые СМИ. «Форбсу» пришлось отбиваться не только от них, но и от многочисленных интернет-пользователей, которые обвиняли издание в продажности. И вот все эти посты «возмущенных» граждан у нас перед глазами — на компьютерном столе. Странно лишь то, что ООО «Агентство Интернет-исследований» зарегистрировано в конце июля, а тролли атаковали «Форбс» весной. Контору переименовали или она работала без регистрации?
Ужель та самая Мария?
Нам пока ничего серьезного не доверяют — новички все-таки. Только G-20 и Закон об образовании. Объясняют, что на днях в офис проникла оппозиционерка, и теперь из-за нее введен «карантин».
В кабинет входит высокая блондинка. Интересуется у присутствующих, все ли нормально. Она как две капли воды похожа на «Машу Хари» — актрису Марию Купрашевич, которая устраивалась на работу в либеральные СМИ с целью шпионажа. Засветилась она и в «Новой газете», и «Московском комсомольце», и в питерской интернет-газете «Фонтанка.ру». Коллега из «Моего района» тоже узнал в блондинке Машу Купрашевич. Находим ее «ВКонтакте», пишем: дескать, работаем вместе, хотим подружиться. Завязывается странная переписка:
Alexandra: Я вас видела в агентстве интернет-исследований в Ольгино, в которое пришла устраиваться на работу. Вы там нас спрашивали, устраивают ли условия и все ли нормально? Были в голубом платье.
Мария: Я вас не помню. А почему вы решили, что я там работаю?
Alexandra: Ну, вы подходили, спрашивали у персонала, все ли нормально, хорошо ли работают компьютеры и т.д.
Мария:????????????????
Больше она нам не ответила.
В друзьях у Марии находим некую Елену Куприянову — она упоминается в объявлении о приеме на работу к троллям, там же — ее телефон. (Кстати, все объявления и телефоны на странице Куприяновой после публикации в газете «Мой район» удалены из Сети.)
Вечером Алексей Сосковец написал «ВКонтакте»: «Добрый день, Александра. Рад вас видеть». Я ответила: мы очень удивились, увидев у вас в офисе Марию Купрашевич. Алексей опровергать участие «Маши Хари» в проекте не стал, просто предпочел больше не выходить на связь.
«Такой фигней не занимаемся!»
Мы связались с зампредом комитета по молодежной политике Петербурга Надеждой Орловой: не вы ли заказываете левые посты о двадцатке и пр.?
Орлова (она, кстати, «ВКонтакте» числится другом Сосковца) вскипела: «Сосковец — наш подрядчик, выигрывал у нас конкурсы и сейчас сдает документацию, но чем он еще занимается, мы не знали. Троллинг — это ужасно! Своей деятельностью он подрывает доверие к социальным сетям. Мы такой фигней не занимаемся».
За официальным комментарием от фабрики троллей мы отправили в Ольгино корреспондента. Девушка за стойкой отчеканила: «Давайте паспорт, я его отсканирую. Верхнюю одежду, сумку и мобильный оставить здесь». Через некоторое время к ней присоединился молодой человек. Когда выяснилось, что корреспондент работает в «Новой газете», повисла долгая пауза. «Тогда это не ко мне», — выдавил из себя парень. Девушка настаивала, что ей все равно надо отсканировать паспорт.
Вскоре выяснилось, что начальства нет и не будет, можно оставить номер телефона — перезвонят в понедельник.
— Кто мне перезвонит? Как зовут вашего руководителя?
— Руководство вам само скажет, кто оно.
— А те гадости, что о вас пишут, правда?
— Конечно, неправда, — говорит молодой человек и уточняет, что вообще-то в этом офисе он отвечает только за работу кулера.
Фото автора
Автор: Александра Гармажапова
Источник: www.novayagazeta.ru