История Скорой Помощи (50 фото)
Следующая Станция скорой помощи создана профессором Эсмархом в Берлине (хотя профессора помнят скорее по его кружке - той самой, которая для клизм...:). В России создание скорой помощи началось в 1897 году с Варшавы. Естественно, появление автомобиля не могло пройти мимо этой сферы человеческой жизни. Уже на заре автомобилестроения появилась идея использования самобеглых колясок в медицинских целях. Впрочем, первые моторизованные "амбулансы" (а появились они, видимо, в Америке) имели... электрическую тягу. С 1 марта 1900 года госпитали Нью-Йорка используют электромобили Скорой помощи.
По мнению журнала "Автомобили" (№1, январь 2002, фотография датируется журналом 1901 годом), эта карета Скорой помощи - электромобиль Columbia (11 миль/ч, запас хода 25 км), привезший президента США МакКинли (William McKinley) в больницу после покушения. К 1906 году таких машин в Нью-Йорке насчитывается шесть штук.
В России тоже поняли, что для станций скорой помощи нужны автомобили. Но вначале использовались "кареты" на конной тяге.
Интересно, что уже с первых дней работы Московской Скорой сформировался тип бригады, который дожил с небольшими "вариациями" до наших дней - врач, фельдшер и санитар. На каждой Станции было по одной карете. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом.
Право вызова скорой помощи имели только официальные лица - полицейский , дворник, ночной сторож. С начала XX века город частично субсидирует работу Станций скорой помощи. К середине 1902 года Москва в пределах Камер-Коллежского вала обслуживалась 7 каретами скорой, которые располагались на 7 станциях - при Сущевском, Сретенском, Лефортовском, Таганском, Якиманском и Пресненском полицейских участках и Пречистенском пожарном депо. Радиус обслуживания ограничивался пределами своей полицейской части. Первая карета для перевозки рожениц в Москве появилась при родильном приюте братьев Бахрушиных в 1903 году. И тем не менее имеющихся сил не хватало для обеспечения растущего города. В Питере каждая из 5 станций скорой помощи была снабжена двумя пароконными экипажами, 4 парами ручных носилок и всем необходимым для подачи первой помощи. При каждой станции дежурило 2 санитара (дежурных врачей не было), задачей которых была транспортировка пострадавших на улицах и площадях города в ближайшую больницу или квартиру. Первым заведующим всеми станциями первой помощи и руководителем всего дела подачи первой помощи в Петербурге при комитете общества Красного Креста был Г. И. Турнер. Через год после открытия станций (в 1900 г.) возникла Центральная станция, а в 1905 году была открыта 6-я станция первой помощи. К 1909 году организация первой (скорой) помощи в Петербурге представлялась в следующем виде: Центральная станция, направлявшая и регулировавшая работу всех районных станций, она же принимала все вызовы на оказание скорой помощи.
В 1912 году группа врачей из 50 человек изъявила согласие безвозмездно выезжать по вызову Станции для оказания первой помощи.
В 1907 фабрика П.А.Фрезе - одного из создателей первого русского автомобиля - выставляла санитарную машину собственного производства на шасси Рено (Renault) на Международном автосалоне в Петербурге.
Машина с кузовом фабрики Ильина (по проекту доктора Поморцева) на шасси La Buire 25/35, пригодная как для перевозки больных, так и для хирургической помощи в условиях военно-полевого лазарета.
В Санкт-Петербурге 3 санитарных автомобиля фирмы “Адлер” (Adler Typ K или KL 10/25 PS) приобретены в 1913 году, и открыта автомобильная станция скорой помощи на Гороховой, 42. Большая немецкая фирма Адлер, выпускавшая широкую линейку автомобилей сейчас в забытье.
Санитарные кузова для Петроградского отряда ИРАО делала известная экипажно-кузовная фабрика "Ив. Брейтигам"
Скорая помощь Ля Бьюир (La Buire)
С началом Первой мировой войны понадобились санитарные автомобили. Московские автолюбители (из Первого русского автомобильного клуба в Москве и Московского автомобильного общества), и добровольцы из других городов тоже (справа - фото Руссо-Балта Д24/35 Петровского добровольного пожарного общества из Риги) формировали из своих переоборудованных для медицинских нужд автомобилей санитарные колонны, организовывали на собранные средства лазареты для раненых. Благодаря автомобилям спасены десятки, если не сотни тысяч жизней солдат русской армии. Только автомобилисты Первого русского автомобильного клуба в Москве с августа по декабрь 1914 года перевезли от вокзалов в госпитали и лазареты 18439 раненых и пострадавших.
Помимо российских санитарных отрядов, на восточном фронте действовали несколько иностранных добровольческих санотрядов. Большую активность проявили американцы. На фотографии слева - машины Форд Т (Ford T) американского санитарного отряда в Париже. Обратите внимание на форму одежды людей, собравшихся на войну- белые рубашки, галстуки, канотье.
Машины Пирс-Эрроу (Pierce-Arrow 48-B-53) с надписью "имени Е.И.В. Великой Княжны Татьяны Николаевны Американский отряд. American Ambulance in Russia". Фотографии дают представление о количестве используемых для медицинского обеспечения военных действий санитарных машин в те годы.
Французские и английские добровольческие санитарные колонны также действовали на восточном (русском) фронте, а санитарный отряд Русского добровольческого корпуса действовал во Франции.
На фото английский Даймлер Ковентри (Daimler Coventry 15HP) с надписью Ambulance Russe на борту
Рено (Renault), справа - английский санитарный Воксхолл (Vauxhall), который также поставлялся в Россию.
Уник (Unic C9-0) французского красного креста в Одессе, 1917 (шофер во французской военной форме), в группе людей стоит русский солдат.
Санитарная машина русской армии Рено (Renault)
После революции вначале использовалась старая или трофейная техника.
Автомобильным санитарным транспортом в первые послереволюционные годы обеспечивалась не только станция скорой помощи, но и больницы, а также Петроградская пожарная команда. Цель очевидна - ускорить оказание медицинской помощи пострадавшим при пожаре. Неустановленная марка автомобиля на фотографии 1920-х годов.
Далее будет рассказ о развитии автомобилей скорой помощи в СССР с 20 по 90 года и России с 90-х. В заключительной части обзор западной техники.
В первые годы после революции скорая помощь в Москве обслуживала лишь несчастные случаи. Заболевших дома (независимо от тяжести) не обслуживали. Пункт неотложной помощи для внезапно заболевших на дому был организован при Московской скорой в 1926 г. Врачи выезжали к больным на мотоциклах с колясками, затем на легковых автомобилях. Впоследствии неотложная помощь была выделена в отдельную службу и передана под начало районных отделов здравоохранения.
С 1927 г. на Московской скорой работает первая специализированная бригада — психиатрическая, выезжавшая к "буйным" больным. Впоследствии (1936) эта служба передана в специализированный психприемник под руководство городского психиатра.
Очевидно, что невозможно было покрыть потребности в санитарном транспорте такой громадной страны как СССР за счет импорта. С развитием отечественного автомобилестроения базовыми машинами для установки специализированных кузовов стали машины Горьковского автозавода. На фото — санитарная машина ГАЗ-А на заводских испытаниях. Выпускалась ли эта машина серийно - неизвестно.
Вторым шасси, пригодным для переоборудования под нужды скорой помощи в 30-х годах стала "полуторка" ГАЗ-АА. Под специализированные кузова машины переделывались во множестве безвестных мастерских. На фото - санитарная машина из Тулы.
В Ленинграде, похоже, ГАЗ-АА в 30-е годы ХХ века был основным автомобилем скорой (слева). В 1934 году был принят стандартный кузов Ленинградской скорой помощи. К 1941 году Ленинградская станция скорой медицинской помощи насчитывала в своем составе 9 подстанций в различных районах и располагала парком в 200 автомашин. Район обслуживания каждой подстанции составлял в среднем 3,3 км. Оперативное управление осуществлялось персоналом центральной подстанции.
В Московской скорой ГАЗ-АА тоже использовался. Причем как минимум несколько разновидностей машины. Слева - фото, датированное 1930 г. Возможно, это Форд-АА).
В Москве переделка Форд-АА под машину скорой помощи производилась по проекту И.Ф.Германа. Передние и задние рессоры заменялись на более мягкие, на обе оси устанавливались гидравлические амотизаторы, задний мост комплектовлся одинарными колесами, за счет чего машина имела узкую заднюю колею. Машина не имела собственного названия или обозначения.
Рост количества подстанций и вызовов требовал соответствующего парка машин — быстрых, вместительных и комфортабельных. Советский лимузин ЗиС-101 стал основой для создания машины скорой помощи. Медицинская модификация создана на заводе по проекту И.Ф.Германа при активном содействии докторов А.С.Пучкова и А.М.Нечаева.
Эти машины работали в Московской скорой и послевоенное время.
Специфика работы предъявляет особые требования к автомобилю скорой помощи. В гараже московской скорой спроектирована и построена специализированная машина.
До войны разработаны и с 1937 по 1945 г. филиалом ГАЗа (с 1939 г. он стал называться Горьковский автобусный завод) выпускались специализированные машины ГАЗ-55 (на базе грузовика ГАЗ-ММ — модернизированного варианта ГАЗ-АА с мотором ГАЗ-М). В ГАЗ-55 можно было перевозить 4 лежачих и 2 сидячих больных или 2 лежачих и 5 сидячих или 10 сидячих. Машина была оборудована калорифером, работавшим от выхлопных газов, и вентиляционной системой.
Кстати, Вы наверняка помните санитарную машину в фильме "Кавказская пленница". Это ее водитель ругался: "Да чтоб я еще сел за баранку этого пылесоса!" Это ГАЗ-ММ с кустарно изготовленным санитарным кузовом.
Всего было выпущено более 9 тысяч машин. К сожалению, "в живых" не осталось ни одной.
Интересна история медицинских автобусов -- чаще всего переоборудованных из мобилизованного пассажирского транспорта городов. Слева ЗИС-8 (автобус на шасси ЗИС-5). ЗИС выпускал эти автобусы только в 1934-36 гг., позднее автобусы по чертежам завода производились на шасси грузовиков ЗИС-5 многими предприятиями, автобусными парками и кузовными мастерскими, в частности, московским заводом "Аремкуз". Представленный на фото автобус ЗИС-8 1938 г., принадлежащий киностудии "Мосфильм", снимался в фильме "Место встречи изменить нельзя".
Городские автобусы ЗИС-16 тоже имели в своей основе шасси ЗИС-5. Упрощенная модификация — медицинский автобус — разработана еще до войны, выпускалась с 1939 г. под называнием ЗИС-16С. Машина могла перевозить 10 лежачих и 10 сидячих больных (не считая мест водителя и санитара).
В первые послевоенные годы (с 1947 года) базовой машиной Скорой помощи стали ЗИС-110А (санитарная модификация знаменитого лимузина ЗИС-110), созданная на заводе в тесном сотрудничестве с руководителями Московской станции скорой помощи А.С.Пучковым и А.М.Нечаевым с использованием накопленного в довоенные годы опыта. Видно, что задняя дверь открывалась вместе с задним стеклом, что значительно удобнее, чем было на ЗИС-101. Справа от носилок виден ящик — видимо, там было предусмотрено его "штатное место".
Машина оснащалась восьмицилиндровым рядным двигателем шестилитрового объема, мощностью 140 л.с., благодаря которому была быстроходной, но очень прожорливой — расход топлива 27,5 л/100 км. До наших дней сохранилось не менее двух таких автомобилей.
В 50-х годах на помощь ЗИСам пришли машины ГАЗ-12Б ЗИМ. Переднее сидение отделялось стеклянной перегородкой, в задней части салона располагались выдвижные носилки и два раскладывающихся сидения. Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51 в форсированном варианте достигал мощности 95 л.с., был несколько "скоромнее" по динамическим качествам, чем ЗИС-110, зато и бензина (А-70, считавшегося в те годы высокооктановым) потреблял заметно меньше —18,5 л/100 км.
Существовала и медицинская модификация знаменитой "Победы" ГАЗ-М20.
В машине несколько наискось располагались складные носилки. Левая половинка спинки заднего сидения могла откидываться, освобождая место для носилок. Похожая конструкция применяется до сегодняшнего дня. Основным автомобилем Скорой помощи городов (т.н. линейным) в 1960-х были специализированные машины РАФ-977И (выпускались Рижским автомобильный заводом на агрегатах "Волги" ГАЗ-21).
Судя по всему, именно на эти машины впервые стали ставить проблесковые маячки оранжевого (или красного?) цвета.
В конце 50-х - начале 60-х из Чехии большими партиями поставлялись санитарные машины Шкода-1201.
Как показывают объявления о продаже ретро-техники, некоторые из этих машин живы до сих пор.
Горьковский автозавод построил на базе машин ГАЗ-22 основной парк автомобилей скорой помощи. Кстати, выпускались и экспортные модификации ГАЗ-22БМ и ГАЗ-22Е.
Во второй половине 1970-х появились новые "РАФики" — машины РАФ-22031, собиравшиеся на новом производстве в Елгаве на основе "Волги" нового поколения — ГАЗ-24. После модернизации и некоторого изменения внешнего оформления машине был присвоен индекс РАФ-2915. Те, кто давно работает на скорой, до сих с теплотой вспоминают эти микроавтобусы за мягкую подвеску и возможность маневра в тесных дворах. Машина давно снята с производства, Рижский автозавод давно закрыт, а эта машина все еще работает в небольших городах и некоторых ведомственных медучреждениях.
На базе РАФиков финская фирма ТАМРО предлагала специализированные машины — реанимационную, кардиологическую и т.п. Машины отличались высокой крышей и высоким качеством сборки медицинского салона. Окраска машин проводилась по финским правилам — в ярко-желтые цвета, которые более заметны в потоке и, следовательно, безопасны. Именно с этих машин началась "мода" окрашивать скорые в ярко-лимонные цвета (что нашло свое отражение в ГОСТах)
В сельской местности и небольших городах с 60-х годов прошлого века и до сих пор основу парка скорых составляют УАЗики.
Машина активно используется в армии и имеет имя собственное - "таблетка". Эти модели давно устарели, не соответствуют современным требованиям по безопасности, и в ближайшее время их выпуск будет прекращен.
"Волга" ГАЗ-24-03 тоже служили в качестве медицинского автомобиля. Машина в основном используется как санитарная и на станциях неотложной помощи. Многие из этих машин никогда не "видели" больных на носилках, потому что использовались как подсобный транспорт, который всегда "под рукой". Забавно, что эти «Волги», имеющие 2 места в кабине и 3 места в салоне (1-на носилках и два для сидения), согласно европейскому стандарту EN1789, по размерам салона вообще не могут применяться как медицинские. На шасси "Волги" ГАЗ-24-03 финской компанией TAMPO строились специализированные машины скорой помощи с оригинальным салоном. Такие машины эксплуатировались, в частности, в Ленинграде.
Автобус ЗИЛ-118М "Юность" стал базой для создания "народного" реанимобиля во второй половине 60-х. Интересной была крыша, которая могла подниматься вверх. При этом крыша соединялась с основанием мягким герметичным "рукавом". Подобная конструкция подъемной крыши применялась на старых микроавтобусах Volkswagen, приспособленных для ночлега туристов.
В последнее время основным автомобилем Скорой помощи стала ГАЗель (ГАЗ-32214) Универсальное шасси используется и как линейная машина, и как специализированная. Реанимобиль — обычно машина с высокой крышей. Несмотря на известные недостатки базового шасси, альтернативы этой машине в ближайшие годы для небогатой российской медицины не предвидится: как известно, цена определяет выбор.