Войлок: мама для котёнка (33 фото)
Пишет жж-юзер anton-agarkov: Теперь, когда вы узнали, что в умелых руках мастера шерсть способна принимать самые причудливые и сложные обличья, я вряд ли смогу удивить вас, если скажу: из шерсти можно делать разных зверят. После бесчисленных ударов иголки валяльщицы шерстяные облака могут сложиться в собачку, ёжика или лису. Но каждый мастер вложит в своих малышей частичку себя, своего характера и мыслей. Сегодня я познакомлю вас с Татьяной Бараковой (my_sherri) — мастерицей, которая наделяет свои творения добротой, скромностью и милым очарованием.
1. Когда сестра показала мне журнал Татьяны — мастера из Санкт-Петербурга - я был готов сорваться и отправиться в северную столицу, чтобы познакомиться с автором настолько запоминающихся игрушек. Но оказалось, что ехать никуда не надо. Виктории Козырь (devochka_vika) стоило немалых усилий уговорить Татьяну провести мастер-класс по валянию игрушек в Москве. К счастью все её старания увенчались успехом, и Татьяна на пару дней выбралась к нам, чтобы показать желающим мастерицам, как делать из шерсти душевных зверят. Когда я вошел в уже знакомый мне магазин «Войлок», все мастерицы были там, и Татьяна начала мастер-класс. До начала занятия в лёгкой суматохе подготовки я не успел толком познакомиться с Татьяной, так что первое впечатление о мастерице сложилось у меня по её работам, записям в журнале и рассказам Вики Козырь. Теперь же мне довелось посмотреть, как она ведёт мастер-класс.
2. Татьяна радушно поздоровалась со своими ученицами, и начала свой рассказ. Сперва она раздала всем участницам мастер-класса комплект игл, белую шерсть и рисунок будущей игрушки – потешного щекастого котёнка с маленьким бантиком на ушке. Татьяна подробно объяснила, какие бывают иглы (самые разные, об этом я уже рассказал в предыдущем репортаже про войлочные цветы Виктории Козырь), какая бывает шерсть (всех возможных цветов и тонкости) и что со всем этим надо делать, чтобы получилось что-то красивое.
3.
4. Игрушечные глаза
5. А вот так игрушкам красят носы
6. Как всегда, когда имеешь дело с ремёслами, любая, даже самая красивая вещь начинается с самого простого сырья. Так получилось и на этот раз: забавный щекастый котёнок родился из небольшого облачка шерсти. В пальцах мастериц спутанные белые пряди очень скоро превратились в шарик — будущую голову котёнка. Под многочисленными ударами иглы на голове проявились носик, кошачий улыбающийся рот и глазки.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15. На кошачьих мордочках тем временем появились щёки, ушки и глазки-бусинки. Линии складывались в выражения мордочек: у кого-то ласково-жалобные, у кого-то хитрые и проказливые. «Вы хотите такие ушки ему оставить? Вам решать – вы его мама». В комнате стихают все разговоры, и ещё долгое время единственным звуком остаётся шелест игл валяльщиц. А мы в этой тишине вернёмся к рассказу Татьяны.
16.
17. Но за работой и рассказами о творческих поисках мы упустили самое интересное: как Татьяна пришла к войлоку. А получилось это так: - Магазинов у нас тогда всё ещё не было, но был Роман Лахин, который привозил из Москвы книжки и материалы. У нас заседание клуба, а он приходит как сумочник с полными баулами. Мы набрасывались на эти сумки и это всё расхватывали. А как-то раз он привёз небольшую книжечку про валяние. Тогда эта техника только зарождалась. В книжке описывали какие-то книги, шерсть, а у нас не было ни того, ни другого. Я выкупила у него эту книжечку, заказала из Москвы нужные инструменты и шерсть и сваляла свою первую игрушку — зайца. Не ахти получился заяц.
18. Мне понравилось работать с шерстью, я почувствовала, что это моё. Я увидела реакцию людей на мои новые работы, и поняла, что вроде бы у меня получается. Несколько лет я даже вела курсы в Школе авторской куклы, но потом пришлось бросить — люди начали записываться на уроки и без всякой школы. Пришлось сузить круг своих интересов до войлока — не осталось времени, чтобы распыляться. Хотя недавно я сходила на мастер-класс по реалистичной флористике — создание цветов из полимерной глины. Решила, что в будущем пригодится — делать украшения зверятам. Я занимаюсь войлоком года четыре, и других кукол теперь не делаю.
19. Прошло немало времени, прежде чем ученицы начали делать котёнку лапки. Татьяна объяснила, как крепить конечности к туловищу, чтобы это выглядело естественно. Мне бросилось в глаза, что при своей мультяшности, зверята выглядят естественно, а их позы анатомически верные. На мой вопрос Татьяна ответила, что в художественной школе они каждое лето проходили практику в зоопарке: рисовали животных. «Когда я валяю, я понимаю, что мне не нравится: здесь надо добавить, здесь поправить, нога не оттуда растёт. Когда я работаю с какой-то сложной позой, то я смотрю скелет, как у животного косточки устроены, как оно сидит».
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32. Бросается в глаза и другое – как ласково, по-матерински относится мастерица к своим работам. «Мама» - это слово я не раз слышал от неё в адрес своих учениц: «Вы его мама, только вы можете решить, каким ему быть». Вся работа Татьяны, всё её отношение в маленьким войлочным зверятам пронизано этим светлым духом материнства, настолько, что назвать создание одной игрушки работой даже сложно. Это творение, рождение нового живого существа.
33.