РЖД - территория незаконно запрещенной фотографии (10 фото)
Насколько известно, снимать на вокзалах можно. Об этом четко говорится в законе. Это подтверждает прокуратура: "...запрет со стороны милиции или ведомственной охраны на осуществление гражданами съемок для личного пользования в местах обслуживания пассажиров является неправомерным."
К сожалению, ни вокзальные ЧОПовцы, ни полицейские законов не знают. Я ожидал всего, но не того, что мы увидели. Такое впечатление, что вокзалы, это какое-то другое измерение, где законы РФ просто не действуют.
Заходим на Казанский вакзал. На входе стоят рамки металлоискателей. Около рамок стоит полицейский и ковыряется в носу. Наблюдаем минут 15 за происходящим. За это время полицейский не проверили ни одного пассажира. Кто только не прошел на вокзал за это время. И цыгане с баулами, и гастарбайтеры с непонятными мешками - полицейский даже ни разу не посмотрел в сторону пищащих рамок. Подхожу к нему и спрашиваю:
- Зачем вам рамки, если все равно не проверяете пассажиров?
- Мы проверяем, - буркнул полицейский.
- Я 15 минут наблюдаю за вами, вы не проверили ни одного пассажира!
- Я проверяю только подозрительных!
- То есть, за 15 минут не прошло ни одного подозрительного пассажира?
- Нет, - ответил полицейский и ушел в угол.
Проходим дальше. Начинаем снимать. Один из милиционеров идет бодрым шагом к нам и просит прекратить съемку.
- У вас есть разрешение на съемку?
- Нет, а оно нам и не надо.
- Вокзал - это стратегический объект! А фотоаппараты у вас - профессиональные!
- А как вы определили это, на глаз? И какая разница, нет никаких запретов на любительскую съемку.
Дальше мы рассказываем милиционеру, желающему стать полицейским, что ему надо подучить законы. Объясняем, что и фотографировать его при исполнении, мы имеем полное право. Наш будущий полицейский уже смеется, соглашается, что запрета нет, но, от камеры прячется.
- В общем, вы нам запретить фотографировать не можете. Расскажите лучше, почему столько людей проходит, а никого не досматривают?
- Как это, где? Досматриваем, конечно!
- Да, мы вон у тех рамок стояли 15 минут, там не проверили ни одного человека.
- У вас как-то плохо со зрением, проверяем мы всё!
- А, ну понятно, пойдем ещё посмотрим и спросим.
- Идите, идите.
Выходим на платформы и продолжаем съемку там. Не успеваю сделать несколько кадров, как к нам подходит новоиспеченный полицейский, прошедший переаттестацию, Дмитрий Карасев. Конечно же, Дмитрий сразу начинает запрещать нам снимать и требовать разрешение на съемку. Ещё больше его возмутило то, что мы его фотографируем. Он считает, что мы не имеем права это делать без разрешения. Я посоветовал ему снять погоны и сидеть дома, если он такой стеснительный. Попутно рассказал ему, что действия милиции у нас подлежат общественному контролю, а стеснительным в рядах полицейских не место. Дмитрий не смог осилить полученные от нас знания и решил вызвать начальство.
И тут появляется лейтенант Москвин. Увидев, что я его снимаю, он стремительно перемещает свое туловище ко мне и начинает орать что-то, про запрет съемки, требует документы. Свои документы просто так я не показываю, вежливо посылаю лейтенанта. Он в ярости собирается доставить меня в дежурную часть. минут 5 он пытался придумать правовое объяснение своим действиям, после чего со словами: "Только не убегайте!" - убегает сам! Такого поворота событий я не ожидал. Через 10 минут наш герой возвращается уже с ПОЛКОВНИКОМ, Мастепановым Владимиром Николаевичем.
Владимир Николаевич оказался единственным адекватным сотрудником полиции на Казанском вокзале. Вначале он пытался что-то придумать про разрешение, но быстро понял, что законных оснований запрещать съемку у него нет. К сожалению, лейтенант Москвич даже в присутствии полковника не смог осознать простой факт: снимать на вокзале можно без разрешения. Он все бурчал себе под нос, что нам надо оформить какие-то бумаги. "Успокойся уже, пусть снимают!" - сказал ему полковник и улыбнулся.
Следующая остановка - Ленинградский вокзал
Здесь уровень досмотра нас приятно удивил. Даже меня попросили три раза пройти через рамки, выкладывая все железные предметы, и досмотрели рюкзак. Майор милиции Понарин запретил нам фотографировать, сославшись всё на то же отсутствие разрешения, режимный объект и т.д.
Спорить мы с ним особо не стали, а просто пошли внутрь вокзала, где тут же попали в руки сотрудника "РЖД-охрана". Он строгим голосом запретил нам проводить фотосъемку и сообщил по рации о двух нарушителях. По рации кто-то сказал: "Ты чего стоишь! Выкинь их с вокзала!".
- Слышали?! - сказал охранник и гордый показал на рацию, - Что стоите? Убирайтесь отсюда! Фотографировать здесь нельзя!
- Кто сказал?
- Я сказал!
- Ваше мнение нас мало интересует, - продолжаю снимать
- Слышь! Тут эти… в общем иди сам разбирайся! - отрапортовал охранник начальству по рации.
Назирматов Эдуард, старший охранник "РЖД-охрана" не заставил себя долго ждать. Всё запретив и выслушав наши доводы он предложил пройти к дежурному по вокзалу.
Дежурная показала нам некое распоряжение от 2004 года, регламентирующее, по её мнению все съемки на вокзале. Именно его отменил Якунин ещё в 2008 году! Вот так они работают.
"РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
18 июля 2008 г.
N 1513р
(Д)
В целях упорядочения организации и проведения теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО "Российские железные дороги":
1. Утвердить Положение о проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД".
2. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 12 марта 2004 г. N 1693р "О проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента корпоративных коммуникаций Михайлова С.В.
Президент ОАО "РЖД"
В.И.ЯКУНИН
18 июля 2008 г.
N 1513р"
Дежурная по вокзалу не захотела принимать в себя новые знания. "Вызывай наряд!" - рявкнула она РЖД-шному охраннику. Охранник по рации кого-то вызвал. В общем разговора опять ни с кем не получилось. Решили идти к зам начальнику вокзала.
Щукин Михаил Викторович, зам начальника Ленинградского вокзала. Этот милый мужчина вообще отказался что-то слушать. Все его аргументы сводились к простому и ясному: "Я сказал, что снимать вы здесь не будете! Что еще тебе надо? Жалуйтесь куда хотите, мне все равно!" Причем его не убедили ни законы, ни письмо из транспортной прокуратуры. Далее Щукин просто сбежал, дав распоряжение охране не допускать съемку.
Охрана РЖД нам не указ, продолжаем съемку. Появляется долгожданный наряд во главе с подполковником Цигановым. Подполковник не знал, что оказывается он обязан показывать свои документы, а я нет. Зато он мастерски умеет угрожать отделением, проблемами и т.д. Свои угрозы он украшает пословицами: «Не буди лихо пока оно тихо», и т.д. В какой-то момент он понимает, что не прав. Ответ транспортный прокуратуры ему показался убедительным. Сказав на прощание: "Свободны!" - полковник удалился. Больше съемке никто не препятствовал.
Ярославский вокзал.
Здесь нас остановили сразу на входе доблестные сотрудники "РЖД-охрана" и опять всё нельзя. Во время наших препираний мимо проходил заместитель начальника Ярославского вокзала. Прочитав наши письма, он попросил подождать его и куда-то ушел. Вернувшись, сказал:
- Ребят, вот ваши бумаги. В связи с вводом особого режима, который пока президент (РЖД) не отменял, съемка запрещена.
- Покажите документ, где это написано.
- Я не обязан вам ничего показывать. Могу лишь констатировать факт. Если хотите, можете написать запрос, это уже ваше дело.
- Вы можете написать нам, что запрещаете снимать?
- Я ничего писать вам не буду, у меня есть устное указание.
- От кого?
- От вышестоящего руководства.
- Мы не уйдем.
- Ребят, давайте так: обратитесь в дирекцию железнодорожных вокзалов.
- Уже обращались!
- Ребят, ну мне только что человек, ответственный за безопасность, запретил. Я не могу нарушать распоряжение вышестоящего руководства. Я исполняю приказы.
- Если мы будем продолжать, что вы будете с нами делать? Пусть нас задержат. Как фамилия человека, который запрещает снимать?
- Абрамов Сергей Борисович.
Сцена вторая: Приходит начальник охраны, Соловьев Сергей Аркадьевич.
- Вы запрещаете нам снимать?
- Конечно!
- На каком основании?
- Вокзал это стратегически важный объект! Вопрос в том, что с 24 января мы работаем здесь сутками, у нас усиление, а сейчас вынуждены с вами пререкаться, вместо того, чтобы работать.
- Не нарушайте наших законных прав. Мы пришли не вас отвлекать, а снимать.
- Нет, фотографировать нельзя. Вам просто не дадут фотографировать!
- Задержите нас, составьте протокол!
- Мне начальник дирекции РЖД запретил!
- Так это не наши проблемы, мы не сотрудники РЖД, на нас ваши внутренние запреты не распространяются!
- А мы вам не дадим!
- Как?
- Так! Все снимать вам нельзя!
- Вы не знаете законов!
- Законники нашлись, епт…
- Надо доставить их в милицию! - вмешался второй охранник.
- Я вас настоятельно прошу удалиться - добавил заместитель начальника вокзала.
- Мы не будем удаляться. Мы будем снимать, - продолжали стоять на своем мы.
- Да они провокаторы! Все понятно, у вас образ жизни такой. Вы просто денег хотите заработать! - не унимались охранники.
Сцена третья: Милиция. Охрана не может с нами ничего сделать и вызывает наряд. Появляется прапорщик Быков Владимир Викторович.
- Пройдите до дежурной части!
- Нет мы не хотим. У вас вопросы есть?
- Нет. Просто вам не дают возможности съемку вести, вы не согласовываете ее!
- А я снимаю! - и действительно начинаю снимать )))
- Ну снимайте.
Полную версию третий сцены вы можете прослушать здесь: soundcloud.com/7967738gmailcom/track-3585
На этом разговор закончился. Зам начальника вокзала сказал охранникам: "Пусть снимают, только ты проследи за ними."
Как видите, запретить снимать они не могут, но и разрешать не хотят. Я уверен, что если сегодня вы достанете камеру на одном из вокзалов, вам сразу начнут рассказывать про стратегические объекты и угрозу терроризма. Законы не просто никто не знает, они не хотят их знать и соблюдать. По результатам вчерашнего визита мы напишем письма в РЖД и транспортную прокуратуру. в Первую очередь, конечно, нужно разобраться с господином Щукиным, который установил свои порядки на отдельно взятом вокзале.
Что делать? Приходить на вокзалы и снимать. Бороться за свои права. Объяснять сотрудникам полиции и охране их права и обязанности. Писать жалобы в прокуратуру. Помните, правда на нашей стороне, главное не боятся и доводить дело до конца. Помните, снимать можно практически везде. Большинство запретов незаконны. В ближайшее время мы разберемся с магазинами и торговыми центрами, которые считают, что из правила могут противоречить законодательству РФ.