Передовая наука и вековые традиции (11 фото)
1. Голубая Лагуна. Среди островов Тихого океана, всего в 20 км от Таити стоит Муреа. Вокруг этого места – тысячелетняя культура и история, а сам Муреа стал международным центром исследований разнообразия биологических форм.
2. Фотография здоровья. На рифе Темае у берегов Муреа кипела жизнь, пока сюда не вторглись полчища морских ежей, и циклон не разрушил это удивительное место. Теперь же учёные изучают процесс восстановления рифов Муреа, используя новейшие средства генетической идентификации. На примере этого исследования делаются заключения о темпах глобальных и локальных изменений устойчивости пострадавших экосистем.
3. Никогда не будут забыты. Папе Мапе, которому недавно исполнилось 84 года, является одним из самых старых людей на острове Муреа. Вместе со своим сыном Бруно они записывают всё, что знают о жителях суши и моря от своих предков. Эти знания передавались поколениями и не должны быть утеряны. Не стоит думать, что знания Мапе устарели, ведь они могут быть использованы в новом свете – они могут послужить той недостающей деталью, которой не хватает современной передовой науке. Соединить воедино опыт поколений и сегодняшние научные технологии – одна из первоочерёдных задач Хинано Тиваи-Мерфи, президента Ассоциации Те Пу Атитиа и заместителя директора исследовательской станции Калифорнийского университета Беркли Гамп. Созданная в 2002 году, Атитиа является некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на создание более чётких каналов связи между старейшинами острова, такими, как Мапе, и молодым поколением, а также с учёными, которые посещают этот остров, а некоторые из них даже живут там.
4. Обмен опытом. Папе Мапе рассказывает о лагуне, в которой рыбачил всю свою жизнь. Теперь старики получили возможность проверить правильность своих наблюдений о природном мире с помощью науки. А учёные могут пополнить свои знания за счёт многолетнего опыта общины. На этом и основано их взаимное партнёрство. «Мы прожили здесь всю жизнь, поэтому мы хорошо знаем это место», – говорит Мапе. Слишком часто раньше бывало, что «полезные» советы учёных о том, как управлять экологическими ресурсами острова Муреа, воплощались в жизнь без учёта мнения общины местных жителей. Используя свой педагогический опыт, Хинано Тиваи-Мерфи постепенно стала записывать и систематизировать те данные, которые он извлекал из рассказов старейшин острова. «Это было большой проблемой, – вспоминает она. – У нас ушло пять лет только на то, чтобы убедить местных жителей поделиться своим опытом. Они упорно не хотели понимать, что, если они сейчас не расскажут нам все свои секреты, то все те знания, которые использовали их предки для лечения, путешествий по морю и других целей, будут просто забыты».
5. С возвращением? На фотографии мы видим один из фрагментов кораллового рифа, который был уничтожен нашествием морских ежей и мощным циклоном 2009 года. Учёные говорят, что, по их мнению, та часть рифа, которая была разрушена морскими ежами, постепенно восстановится. Такое мнение основано на том, что тут продолжает расти популяция рыб, которые питаются водорослями. Этот факт не позволит этому рифу полностью зарасти, как это происходит на других рифах, где мёртвые кораллы покрываются буйной морской растительностью и не могут полностью восстановиться. «Травоядные рыбы налетают сюда, как саранча, и это хороший знак, – объясняет Крис Майер – зоолог и куратор проекта «Биокод» Смитсоновского института. – Кроме того тут имеется ещё целая куча мелких животных, которые живут в укромных уголках и трещинах рифов». На проект «Биокод», который реализовывается уже четыре года, было потрачено 5 млн. долларов США. В ходе исследований было собрано, систематизировано и задокументировано множество данных о биологическом разнообразии этих островов. Когда проект завершится, что произойдёт в этом году, современная наука получит первый комплексный каталог тропических экосистем, который будет настолько детализирован. Проект собрал учёных со всего мира, чтобы они идентифицировали те виды, на изучении которых специализируются: от грибов, улиток и насекомых до растений, водорослей, крабов, морских червей и кораллов. Метод ДНК-анализа использует генетические маркеры для определения видов и предполагает простой, стандартизированный способ анализа жизненных циклов и взаимодействия.
6. В ожидании исцеления. На этот раз шансы на выздоровление рифов понижены новыми проблемами: изменением климата, обесцвечиванием кораллов под действием температуры воды, изменением структуры землепользования на Муреа, что может наполнить воды лагуны осадками, богатыми питательными веществами, что в свою очередь увеличит прирост рыб. И в довершение ко всем проблемам, в 2010 году циклон Оли разбил в щепки мёртвые кораллы у северного побережья острова Муреа, где и гнездилась колония морских ежей. «В 2006 году трудно было найти мёртвые кораллы, – говорит Майер. – А теперь их сколько угодно. Меньше, чем за четыре года, внешний риф северного побережья превратился из живого в то, что он сейчас собой представляет. Сейчас там примерно 2-5 % живых кораллов».
7. Рельеф рифа. Длительный мониторинг и отбор проб позволяют учёным, задействованным в проекте «Биокод», создать такую базу данных, которая способна проиллюстрировать биологические нарушения, которые произошли в лагуне, будь то нашествие морских ежей или появление паразитирующих видов растений. Этот анализ происходит путём обнаружения в воде раннее не идентифицированных личинок в воде или семян с почве прежде, чем они вырастут и нанесут непоправимый ущерб. Майер говорит: «Этот анализ позволит нам видеть то, чего ещё нет, но что неумолимо приближается».
8. Исследование рифа. Куратор проекта «Биокод» Кристофер Майер показывает корреспонденту «Нэшенал Джеогрэфик» Таше Айшенсеер морского ежа. На языке местных жителей это существо называется тарамеа. Оно обладает угрожающими, ядовитыми шипами и ненасытным аппетитом. Этот вид морских ежей буквально высасывает жизнь из обитателей рифов. Эти животные особенно любят коралловые полипы, оставляя от них один пустой белый скелет, а также не брезгуют и другими видами морских обитателей.
9. Звезда смерти. Морские ежи облепили коралловый скелет. Четыре года назад примерно 60-70 % всех внешних рифов у северного побережья Муреа были живыми, теперь же таких осталось всего 2-5 %. Морские ежи буквально высосали жизнь из рифов. Нередко крабы нападают на морских ежей, вступая в схватку за своё право добывать себе пищу и найти пристанище на рифе.
10. Древняя звезда. Если вы спросите местных жителей или учёных, которые живут здесь довольно долго, они скажут вам, что нашествия морских ежей случаются примерно каждые 20 лет. Истории о том, как морские ежи напакостили на рифовом шельфе, упоминаются в некоторых народных песнях жителей острова.
11. Послание в бутылке. Образцы морской жизни ждут своей очереди на анализ на исследовательской станции Гапм, расположенной на острове. «Биокод» – это один из самых масштабных проектов, нацеленных на изучение экосистемы Муреа. «В конечном счёте мы хотим узнать, сколько биологических видов необходимо, чтобы обеспечить возобновление функционирования экосистемы рифов, – говорит Нейл Дэвис – главный исследователь «Биокода». – Конечно же, на этот вопрос невозможно ответить, не зная, сколько различных видов проживало здесь до разрушения».