О скотине, скотах и русской женщине (31 фото)
Пока одна часть государства осваивает нанотехнологии и запускает космические спутники, другая живет по-старому или немного хуже.
В деревне Новоермаковка, что расположена в 30 километрах от малого городка Тара Омской области, осталось около 100 человек. Там нет интернета, сотовой связи, и гастарбайтеры не приживаются, зато есть ферма, где трудятся деревенские жители.
В этой фотоистории я хочу рассказать о жизни русской женщины Любови Андреевны Лаврентьевой - гордости района и области, неоднократной победительницы всевозможных животноводческих конкурсов.
Вот уже 30 лет она работает дояркой. Каждым утром спешит на ферму. Изо дня в день. Промозглая ферма, резиновые сапоги, навоз… Без суббот и воскресений. Коров надо доить всегда.
Утренняя дойка начинается в 5:30.
120 коров обихаживает Любовь Андреевна вместе со своей напарницей Леной. Все коровы имеют клички. И женщины помнят, как зовут каждую из буренок.
"Профессию свою очень люблю, но здоровья уже нет, тяжело…", - вздохнула при мне Любовь Андреевна.
За три с половиной утренних часа они управились с дойкой коров. Если на улице холоднее минус 20 градусов мороза, то коров не выгуливают. Сегодня под тридцать, и можно пораньше уйти домой.
На ферме работают и мужики. Скотник – так называется их профессия. Они отвечают за подвоз сена и других кормов. Хорошие работяги, но одна проблема – пьют.
Дома хозяйку ждут внуки, дети, муж и домашний скот.
У Любови Андреевны три дочери. Две с маленькими детьми сейчас живут в деревне, а старшая в Магнитогорске. С внуками забот хватает, средняя дочь Юля недавно развелась и ищет работу, а младшая Лена своего супруга перетянула из Магнитогорска в деревню. Теперь он рядом тещей работает на ферме скотником.
Мама Любови Андреевны – доярка с тридцатилетним стажем – нуждается в уходе.
До 12 часов дня хозяйка нянчится с детьми, хлопочет по хозяйству, готовит обед. А потом – снова на ферму. На дневную дойку.
Лене врачи советовали пожить в родном климате первое время после родов. И она уехала из Магнитогорска в сибирскую деревушку – к маме. Говорит, как минимум до лета.
Ее муж Коля очень не хотел уезжать из города, но любовь оказалась сильнее. Он сменил более "сытую" профессию дальнобойщика. Стал скотником. Как говорят в деревне, "крутит коровам хвосты", то есть ухаживает за буренками. А еще любит деревенскую баню. Раз в неделю поход в баню – святое дело для всей семьи Лаврентьевых.
Однажды, в 2002 году, Любовь Андреевна получила областную награду – автомобиль "Жигули". В городе ключи от машины ей вручил сам губернатор области. Но пригнали это авто в Новоермаковку, и тут выяснилось, что за подарок надо платить. По документам "Жигули" проходил как премия. А с нее, как с каждой выплаты, надо было платить подоходный налог – 13% от общей суммы, где-то около 25-30 тысяч рублей. Увы, не оказалось в семье таких денег… Не заработала Любовь Андреевна их за 30 лет работы дояркой, надоив сотни тонн молока… Машину пришлось продать тому, кто смог заплатить налог, а остатком рассчитатся с Любовь Андреевной. Тогда она купила в свой дом диван, два кресла и новый телевизор с "видиком" - забаву для дочерей, что скоро стали невестами.
доме Лаврентьевых – скромное убранство, но уютно и чисто. От этих гостеприимных людей я ни разу не уехал с пустыми руками. Давали в дорогу сало, пельмени. Ну и кормили всегда от души. Что есть в доме – все на стол. Такие вот святые, душевно щедрые люди. На домашнем подворье они держат двух коров, теленка и семь свиней, а летом и кур заводят. В принципе за счет этого и живут. Ведь зарплата одной из лучших доярок района и области – на уровне шести-семи тысяч рублей в месяц. 200 долларов!!! За каторжный труд!!! Среднестатистическая зарплата по аграрному сектору Тарского района и того меньше, фактически на уровне "минималки". Но вот, что говорит Любовь Андреевна о своих доходах: "У нас можно жить. Мы хорошо зарабатываем. У нас одно из лучших хозяйств в районе…
"Вечереет. Любовь Андреевна в третий раз на дню идет на ферму. Теперь – на вечернюю дойку.
Она начинается в 17:30 и длится также около трех часов, как утренняя дойка.
К девяти часам вечера Любовь Андреевна возвращается домой. Домашняя суета, все эти детские постирушки, банные хлопоты, ужины, убаюкивания детей продолжается почти до полуночи. Завтра, в 5:30 утра она вновь будет на работе. И так 30 лет подряд…
Я не люблю громких фраз, но не понаслышке знаю добрую русскую душу. Все – для других, ради детей, внуков, престарелой матери, а о себе – в последнюю очередь. Можно долго рассуждать: кому нужны такие жертвы и страдания? Но так, как Любовь Андреевна и ее семья, живут миллионы людей. Отчасти это их выбор, но, кажется, государство давно махнуло на них рукой. Выживут – так выживут! И они живут, выхаживая скотину, но не становясь скотами. Скотами часто хочется в наше время назвать тех, кто мелькает на телеэкранах в политических и светских новостях. А эти, деревенские сибирские бабы и мужики – душевно чистые люди, а вовсе не быдло. Я таких, без фальши, у кого душа – на просвет и без пятен, с натруженными руками – ценю, уважаю, люблю.