Российские ученые оживили коловраток, которые провели 24 тысячи лет в вечной мерзлоте (3 фото + 2 видео)

Категория: Природа
9 июня 2021
Подвиньтесь, тихоходки! Коловратки - новые претенденты на звание самых выносливых существ в мире! Исследователям из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения удалось "воскресить" и размножить микроорганизмы, найденные в замерзшей почве на глубине 3,5 метра в Якутии. Коловратки из рода Adineta провели в вечной мерзлоте 24 000 лет, но не погибли. Они оттаяли и начали размножаться.

Далее ученые провели ряд экспериментов с древними коловратками - их снова заморозили, а одновременно с ними такой же заморозке подвергли современных коловраток. Выяснилось, что микроорганизмы ничем не отличаются и одинаково реагируют на одни и те же условия, то есть доисторические коловратки не обладали какой-то повышенной морозоустойчивостью. Следовательно, выжили они потому, что процесс замораживания в почве был "правильным" - медленным, и микроорганизмы погрузились в анабиоз с минимальными повреждениями.

Информация, полученная от этих крошечных животных, может помочь понять, как лучше криоконсервировать клетки, ткани и органы других животных, включая человека. Несмотря на свой размер, бделлоидные коловратки известны своей прочностью, способностью выживать при сушке, замораживании, голодании и низком содержании кислорода.

В этом смысле они похожи на тихоходок - крошечных животных, которые практически неуязвимы и могут выжить даже в открытом космосе. Исследование бделлоидных коловраток было проведено специалистами лаборатории криологии почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения в Пущино, Россия. Лаборатория специализируется на выделении микроскопических организмов из древней вечной мерзлоты в Сибири с помощью буровой установки в некоторых из самых отдаленных арктических районов.

"Наш отчет является самым убедительным на сегодняшний день доказательством того, что многоклеточные животные могут выдерживать десятки тысяч лет криптобиоза - состояния почти полностью остановленного метаболизма, - сказал автор исследования Стас Малавин. - Вывод состоит в том, что многоклеточный организм может быть заморожен и храниться в таком виде в течение тысяч лет, а затем вернуться к жизни - мечта многих писателей-фантастов".

Ранее сообщалось, что коловратки могут жить до 10 лет в замороженном состоянии. В новом исследовании ученые использовали радиоуглеродное датирование, чтобы определить, что бделлоидные коловратки, извлеченные из вечной мерзлоты, смогли выжить в 2400 раз дольше.

После размораживания коловратка, принадлежащая к роду Adineta, смогла начать воспроизводиться в клональном процессе, известном как партеногенез (размножение без оплодотворения).

Чтобы проследить процесс замораживания и восстановления древних коловраток, исследователи заморозили, а затем разморозили десятки коловраток в лаборатории. Исследования показали, что коловратки могут противостоять образованию кристаллов льда, которое происходит при медленном замораживании. Это предполагает, что у них есть некий пока неизвестный механизм, защищающий клетки и органы от повреждений при чрезвычайно низких температурах.

"Конечно, чем сложнее организм, тем сложнее сохранить его живым и замороженным, а для млекопитающих это в настоящее время невозможно, - сказал Малавин. - Тем не менее, переход от одноклеточного организма к организму с кишечником и мозгом, хотя и микроскопическим, - это большой шаг вперед".

Пока не ясно, что нужно коловратке, чтобы выжить на льду хотя бы несколько лет, и как меняются методы этого, если этот срок продлить до тысяч лет. Исследователи говорят, что они продолжат изучение арктических образцов в поисках других организмов, способных к такому длительному криптобиозу, - и, возможно, смогут найти ответы.

Исследование российских ученых опубликовано в журнале Current Biology.