Ученые открыли сходство пчелиных ульев с кристаллами (7 фото)

Категория: Природа
24 июля 2020
Как обнаружили ученые, пчелиные соты и кристаллы растут и развиваются по единым законам. Уникальные макрофотографии ульев безжальных пчел доказывают сходство между строительством сот и молекулярным ростом кристалла.

Некоторые виды безжальных пчел строят соты, напоминающие молекулярную структуру кристалла, утверждают ученые. Серия фотографий, опубликованных в составе научного исследования, демонстрируют структуру улья безжальных пчел, которых иногда называют сахарными пчелами, демонстрирует их округлую или спиральную кристаллическую структуру. Колония пчел следует той же математической схеме, что и кристаллы, подчиняющиеся законам физики.

Исследования пчелиных ульев проводили ученые из Кембриджского университета совместно с исследователями из испанского Университета Гранады. "В пчелиных ульях мы обнаружили три типа трехмерных структур - спирали, круги и двойные спирали, а также более хаотичные ступенчатые структуры, - пишут исследователи. - В совершенно другой области кристаллы также растут по спиральным или округлым моделям". Точно так же, как пчелиные ульи, кристаллы растут неким подобием этажей, создавая отдельные ячейки и потом объединяя их в многоэтажную конструкцию.

Рабочие пчелы в ульях строят ячейки сот, заполняют их яйцами, и лишь потом приступают к строительству следующего слоя. Точно так же следующий слой кристалла начинает расти лишь после того, как будет готов предыдущий слой. Этот феномен совершенно одинаково действует и в природе, и в физике.

"Существует поразительное математическое равновесие между кристаллом и пчелиным ульем", - утверждают ученые.

Для наглядности ученые сравнили конструкцию с многоэтажной парковкой, где следующий этаж начинают заполнять после того, как предыдущий будет полностью заполнен.

"Процесс, притягивающий атомы и молекулы к кристаллу для его роста имеет ту же математическую структуру, что и процесс, заставляющий пчел инстинктивно строить соты в улье, причем в обоих случаях этот процесс имеет спиральную или круговую направленность", - заключают эксперты.