В Чернобыле нашли грибы, которые питаются радиацией (5 фото)

Категория: Природа
5 февраля 2020
Грибы рода аурикулярия, или древесное ухо, были обнаружены учеными внутри саркофага, укрывающего радиоактивные развалины Чернобыльской АЭС. Они сумели не только выжить, но и приспособиться к высокому радиоактивному фону, научившись питаться радиацией так же, как растения - светом. Ученые полагают, что на основе этих грибов можно будет впоследствии создать средство, предохраняющее человека от радиации.

Грибы, сумевшие выжить внутри разрушенного реактора Чернобыльской АЭС и научившиеся питаться радиацией, смогут защитить человека от смертельного радиоактивного излучения, полагают ученые. В 1991 году, через пять лет после аварии в Чернобыле, в реакторе, где зашкаливал уровень излучения, впервые обнаружили грибы рода аурикулярия, или древесное ухо. С тех пор ученые тщательно изучали этот вид, продемонстрировавший невероятную приспособляемость, и были поражены тем, что сумели обнаружить. Как оказалось, грибы не только способны выжить в условиях радиации, но и начинают расти активнее, поскольку поглощают гамма-лучи и питаются ими так же, как растения - светом. Поглощать смертоносные лучи и превращать их в химическую энергию аурикулярии помогает меланин - пигмент, отвечающий за темный цвет кожи.

Так же, как растения, поглощая углекислый газ и солнечный свет, в ходе фотосинтеза перерабатывают их в кислород и сахара, аурикулярии поглощают гамма-лучи и превращают их в питательные вещества. Этот процесс, называемый радиосинтезом, привлек внимание ученых, поскольку он может иметь воистину революционные последствия для человечества. Кастури Венкатесваран, ученый, работающий в НАСА и занимающийся экспериментами с удивительными грибами, утверждает: если суметь выделить агент, отвечающий за поглощение радиации, и научиться выпускать его в форме лекарства, его можно будет использовать для защиты от опасных для человека излучений, включая часть лучей солнечного спектра.

Лекарство, которое мечтают создать ученые, поможет пациентам, проходящим радиотерапию при лечении рака, сотрудникам атомные станций, пилотам и стюардессам, - словом, всем, кто по догу службы или для лечения подвергается повышенным дозам излучения. Кроме того, по предположению ученых, способность аурикулярий перерабатывать радиацию в энергию можно использовать для выработки электричества, - она станет "биологическим ответом" солнечным батареям. Помимо того грибы можно будет использовать при разработке биотехнологий. "Грибы, растущие в чернобыльском реакторе - радиотрофы, чрезвычайно богатые меланином, - высказал предположение один из исследователей. - Меланин поглощает радиацию и способен преобразовывать ее в другие формы энергии, в том числе, в электрическую. В настоящее время я провожу исследование, призванное найти возможность использовать меланин и воду для преобразования электромагнитной радиации в электрическую энергию. Эта технология, если удастся ее разработать, будет иметь преимущества за счет своей экологичности и отсутствия токсичности".

Ученые уже некоторое время пытаются использовать возможности аурикулярий в медицинских целях. В последние годы эти исследования стали проводить интенсивнее. В частности,образцы грибов были отправлены на МКС, где уровень радиации серьезно превышает земной. Профессора Университета Южной Калифорнии Кастури Венкатесваран и Клей Ванг в ходе эксперимента внимательно наблюдали за мутациями грибов. Как объясняют ученые, оказавшись в неблагоприятных условиях, микроорганизмы вырабатывают различные молекулы, и их изучение помогает ученым лучше узнавать свойства грибов и намечать пути их использования в медицинских целях, в частности, для создания лекарства от радиации.