Как спастись от астероидов (5 фото)

27 июля 2018
Об угрозе падения небесных тел и защите от нее

След от падения осколка метеорита в небе над Копейском

Метеориты, которые могут представлять угрозу для человека, падают на Землю относительно часто. За прошедшие 100 лет на территории России произошло как минимум два таких опасных события: падение Сихоте-Алиньского метеорита в 1947 году, обломки которого оставили в грунте воронки глубиной до 6 м, и взрыв Челябинского метеорита в 2013 году. Еще раньше, в 1908-м, гораздо более мощный взрыв произошел над Тунгусской тайгой и повалил деревья на площади 2 тыс. кв. км. Ряд исследователей относят этот инцидент также к падению небесного тела.

Одним из наиболее интересных направлений космических исследований вопрос защиты от астероидов назвал 23 июля глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Какие космические тела опасны и как можно от них защититься, рассказал ТАСС научный руководитель Института астрономии РАН, председатель экспертной группы по космическим угрозам Борис Шустов.

Крупные метеориты на месте падения Сихотэ-Алинского метеоритного дождя

Размер имеет значение

По словам ученого, на сегодня человечество, в основном благодаря усилиям США, выявило практически все потенциально опасные небесные тела размером более 1 км. Обнаружением опасных астероидов и комет, их изучением, оценкой рисков занимается созданное при НАСА специальное подразделение — Planetary Defense Coordination Office. Падение астероида размером 1 км вызвало бы глобальную катастрофу, но "вероятность столкновения с подобным телом исчезающе мала, и такие потенциальные угрозы не представляют практического интереса", отметил Шустов.

Реальную опасность для Земли и ее обитателей представляют тела небольшого по космическим меркам размера — 50 м и меньше. В этот диапазон попадут, например, тунгусское и челябинское тела. "По астрономическим понятиям челябинское тело совсем небольшое (около 17 м), но видите, сколько оно наделало шума и даже ущерб нанесло солидный", — сказал Шустов.

Хотя эти относительно небольшие метеориты никак не могут вызвать глобальную катастрофу, их падения происходят гораздо чаще. Если гигантский астероид (километрового масштаба) может прилететь на Землю раз в 10 млн лет, то тела типа челябинского могут падать каждые 10–20 лет, пояснил ученый.

Тунгусская тайга

Реальная угроза

Шустов отметил, что жителям Челябинска сильно повезло — метеорит вошел в атмосферу по пологой траектории и взорвался на большой высоте. "Взрыв произошел на высоте около 24 км, поэтому последствия не такие серьезные, как могли бы быть. Если бы тело входило по гораздо более крутой траектории и взрыв произошел гораздо ближе к поверхности Земли, то мало бы не показалось — разрушения и жертвы были бы страшные", — пояснил ученый.

Челябинский метеорит упал на Землю 15 февраля 2013 года в 80 км от города Сатка Челябинской области. По данным МЧС, во многих домах Сатки, а также в зданиях Челябинска, фронтом стоящих к месту падения, были выбиты стекла. Из-за ударной волны от взрыва метеорита в городе частично обрушилась крыша цинкового завода. За помощью обратились более 500 человек, 34 человека, в том числе дети, были госпитализированы.

Шустов подчеркнул, что "челябинское тело не было обнаружено никакими средствами вплоть до входа в атмосферу из-за своего малого размера". По оценкам РАН, метеорит вошел в атмосферу со скоростью 18 км/с, его масса составила порядка 10 тыс. т, а энергия взрыва — около 400 кт в тротиловом эквиваленте. Для сравнения: мощность атомной бомбы, уничтожившей Нагасаки, была в 20 раз меньше — 21 кт.

Окна городского здания, выбитые взрывной волной, вызванной падением метеорита

Что делать

По словам директора Института астрономии РАН, в России нужно создавать систему обнаружения метеоритов. Сейчас "мы в основном опираемся на те данные, которые дают нам американские системы или работающие в кооперации с НАСА", сказал Шустов. При этом на государственном уровне проблемой астероидно-кометной опасности кроме США уже занимаются в Европе и отчасти в Японии, Южной Корее и Китае. Так, десять лет назад при Европейском космическом агентстве было создано подразделение Space Situation Awareness System, одним из направлений работы которого является проблема обнаружения опасных космических тел.

Система НАСА дает более 98% мировой информации об объектах, сближающихся с Землей. На долю же российских средств обнаружения приходится менее 0,1%.

Для решения этой вполне практической проблемы нужна постоянная и плотная работа на уровне серьезной службы. Для этого наше государство должно определиться, будем ли мы действительно работать в этом направлении. И если да, то тогда нужна поддержка на системном уровне.

Осколок метеорита "Алексей" в планетарии на территории астрономического комплекса Казанского федерального университета