В Италии нашли кобылу - ровесницу Христа (21 фото + 1 видео)

15 мая 2018
Исследуя подземные ходы, проложенные "черными копателями", нелегально разыскивающими древние артефакты в районе Помпеи, археологи нашли останки боевого коня, возраст которых - около 2000 лет. Находка была сделана в то время, когда ученые проводили лазерное сканирование 60-метровой сети нелегальных подземных ходов. Это первая подобная находка за время раскопок в древнем городе, разрушенном извержением вулкана.

Останки боевого коня, погибшего 2000 лет назад во время извержения вулкана, уничтожившего Помпеи, были обнаружены археологами благодаря расхитителям гробниц. Черные копатели прорыли целую сеть туннелей в поисках сокровищ с древнеримской виллы, стоявшей в пригороде погибшего города. Их деятельность заставила специалистов из ЮНЕСКО спешно начать собственные раскопки, чтобы остановить разграбление и сохранить древние артефакты. В начале раскопок ученые просканировали 60-метровую сеть туннелей, построенных грабителями, и обнаружили останки лошади возрастом 2000 лет, погибшей во время извержения. Останки были восстановлены методом гипсовой отливки. Этот метод уже использовался для восстановления тел людей, мулов, ослов и других животных, обнаруженных в развалинах Помпеи. Однако лошадей до этого случая археологи не обнаруживали.

По словам ученых, труп лошади был обнаружен исключительно благодаря тому, что черные копатели прорыли сеть туннелей именно в этом месте.

Труп коня был обнаружен археологами в местности под названием Чивита Джулиана, к северу от Помпеи. Поскольку от нее сохранились лишь кости, для заполнения пустот и восстановления формы тела погибшего животного была использована гипсовая заливка. Министр культуры Италии Дарио Франческини назвал находку "исключительной".

По словам ученых, четко отпечатавшаяся на земле форма уха животного с точностью доказывает, что речь идет именно о лошади, а не о других видах вьючных животных.

По мнению археологов, обнаруженный в древнем стойле конь участвовал в военных парадах.

Недалеко от трупа лошади археологи обнаружили тело мужчины приблизительно 40-55 лет. По их мнению, он умер гораздо позднее извержения, а значит, люди продолжали селиться в этих местах уже после катастрофы. "Это показывает, что люди продолжали растить злаки и жить в этих местах, засыпанных пеплом и камнями, которые уничтожили древний город", - говорит профессор Массимо Осанна, начальник раскопок в Помпее.

Помимо тел, археологи в ходе раскопок обнаружили множество интересных артефактов, включая древние амфоры, кухонную утварь и часть деревянной кровати.

Это уже не первая находка, сделанная за последние месяцы в Помпее. Так, в апреле в руинах общественных бань - терм был обнаружен скелет ребенка, погибшего при извержении Везувия. Нашедшие его археологи полагают, что ребенку было 7-8 лет.

Судя по его позе, он пытался спрятаться от катастрофы, в которой, в общей сложности, погибло более 16000 жителей города. Их тела до сих пор обнаруживают археологи в ходе раскопок.

По словам профессора Осанны, детский скелет был обнаружен во время работ по укреплению развалин древних терм. Скелет был отправлен на исследование, включая исследование ДНК, с целью определить пол ребенка. По мнению ученого, скелет был извлечен на свет во время раскопок XIX века, судя по измененному положению ног. Однако по неизвестной причине археологи прошлого не стали извлекать его. "Это необыкновенная находка, - говорит профессор, - ведь она сделана в месте, которое, как мы думали, было полностью исследовано еще в XIX столетии. Пока мы можем сказать только, что ребенку было 7-8 лет".

Теперь эксперты лаборатории прикладных исследований археологического парка Помпеи всесторонне обследуют тело ребенка. Они надеются с его помощью определить состояние здоровья жителей города в 79 году н.э., включая наличие тех или иных заболеваний. В первой фазе исследований ученые измерят кости и приблизительно определят, какие мышцы были у ребенка при жизни. Таким образом, они смогут представить себе объемы физической активности ребенка, включая его способность поднимать тяжести и время, которое он проводил на ногах.

После того, как тело найдено, работа археологов только начинается.

В ближайшее время ученые займутся исследованием ДНК детского скелета.

Сравнение длины костей скелета и развития его зубов поможет более т очно определить возраст ребенка.

С точностью определить пол ребенка на этой стадии исследования ученые не смогут, поскольку в этом возрасте у мальчиков и девочек практически отсутствуют различия в строении костей. Однако это можно будет сделать на второй стадии работы - в ходе исследования ДНК, если, конечно, генетический материал сохранился в приличном качестве.

Исследование ДНК ученые будут проводить в партнерстве с медицинским департаментом Университетского госпиталя Федерико II в Неаполе.

Ученым предстоит трудная работа. Даже подготовить кости к исследованию - дело непростое.

Ученым повезло обнаружить скелет практически целым - за исключением нескольких деталей в правой части грудной клетки, нижней челюсти и мелких костей конечностей.

По результатам исследований, археологи XIX века, первыми извлекшие скелет из земли, не причинили ему никакого вреда.

"Останки жителей Помпеи для нас - уникальные находки, - говорит руководитель лаборатории Альберто Мартеллоне. - Все они погибли в расцвете сил в результате удара стихии.. Это дает нам возможность получить максимум информации о населении города того времени, включая физические кондиции людей и их состояние здоровья. В любой другой ситуации это было бы невозможно".

Ученые очень надеются, что из останков удастся извлечь ДНК в состоянии, пригодном для анализа.

В случае успеха, анализ ДНК позволит не только больше узнать о конкретных останках, но и получить информацию о здоровье и физическом состоянии древних жителей Помпеи в целом.