Учёные ругаются и не могут договориться (3 фото)

16 мая 2017
33 ведущих физика выступили в защиту инфляционной модели Вселенной.

Стивен Хокинг и десятки других ведущих физиков опубликовали открытое письмо в защиту основной гипотезы происхождения Вселенной в ответ на статью, изданную в Scientific American в феврале, в которой трое ученых подвергли критике инфляционную модель, сообщает Science Alert.

Идея инфляционной модели Вселенной заключается в том, что вскоре после Большого взрыва Вселенная быстро расширялась, как пузырь, который наполняют газом. В февральской статье об этой гипотезе было сказано, что она «не может быть доказана научным методом». Фактически, на языке ученых это то же самое, что назвать ее не настоящей наукой. В ответ 33 физика, включая Стивена Хокинга, Лизу Рэндалл и Леонарда Сасскинда опубликовали в Scientific American гневный ответ.

Инфляционная модель была впервые предложена в 1980 Аланом Гутом, а потом дополнена и доработана Андреем Линде, бывшим советским, а затем стэнфордским ученым. Они и собрали подписи коллег в поддержку своей гипотезы.

Любопытно то, что одним из трех «бунтарей» стал бывший коллега Гута и Линде, Пол Стейнхардт, вместе с ними получивший престижную премию Дирака в 2002 году именно за разработку инфляционной модели в космологии.

Но спустя несколько лет Стейнхардт стал активно критиковать эту теорию и вместе с Анной Иджас, физиком из Принстона, и Абрахамом Лоебом, гарвардским астрономом, опубликовал статью «Pop goes the Universe» («Лопнувшая Вселенная»). В ней подчеркиваются недавние исследования космических микроволн, не совпадающие с предсказаниями инфляционной теории. Также в ней говорится, что инфляция создала бы изначальные гравитационные волны, которые так и не были обнаружены.

Такого рода критика в научном сообществе — нормальное и здоровое явление. Но что разозлило Гута, Линде, Хокинга и остальных, так это слова о том, что инфляционная модель не может быть проверена, а, следовательно, не является настоящей наукой. «Мы не согласны с рядом утверждений в их статье, но в этом письме мы хотим сосредоточить внимание на нашем категорическом несогласии с утверждением о непроверяемости инфляции», — пишут ученые. Эта теория, говорят они, основан на множестве моделей, и нет никаких сомнений в том, что все они корректны. За последние 37 лет некоторые их предсказания уже были доказаны. Некоторые — еще нет. В любом случае они проверяемые и могут быть доказаны или опровергнуты принятым в науке способом.

Между тем, авторы критической статьи успели выпустить ответ на письмо Гута, Линде и других, в котором твердо придерживаются первоначальной позиции: инфляционная модель была когда-то научной, но с тех пор стала теорией, которая «не может сделать определенных прогнозов». Похоже, спор зашел в тупик. И, пожалуй, прав Гут, который сказал: «Мне кажется, всем нам нужно вернуться к исследованиям».

Теорию расширения Вселенной без участия темной материи предложили венгерские физики. Они считают, что традиционные модели космологии, по их мнению, основываются на допущениях, которые подразумевают, что материя имеет одинаковую плотность, а это не обязательно так.