Печальная участь овечки Долли и других клонированных животных

Категория: Животные
15 февраля 2017
14 февраля 2003 года умерла овца Долли - первое успешно клонированное из клетки другого взрослого организма животное

Depo.ua решил вспомнить судьбу самой известной овцы в мире и поинтересовался, кого из животных ученые успели клонировать за последнее время.

ОВЦА ДОЛЛИ И ЕЕ ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

5 июля 1996 года в городе Митлодиан, Шотландия, на свет появилось первое клонированное животное в мире, млекопитающее, по крайней мере - официально клонированное. Пресса узнала о мощном прорыве в генетике лишь через семь месяцев после рождения овцы.

Как оказалось, Долли была одной из многочисленных попыток ученых клонировать живой организм. До знаменитой Долли той же группой ученых были клонированы овцы Мэган и Мораг. Статьи о них были опубликованы в журнале Nature в 1997 году, но они почти сразу умерли, поэтому об этих попытках было объявлено лишь после удачного клонирования Долли.

КАК РОДИЛАСЬ ДОЛЛИ

Как указано в протоколе опыта, в процессе создания Долли в 277 яйцеклеток были подселены ядра из неполовых клеток, после чего было образовано 29 эмбрионов, из которых выжила лишь Долли. Своим появлением она обязана технологии пересадки ядер соматических клеток. То есть Долли стала результатом пересадки ядра соматической клетки в цитоплазму яйцеклетки. Овца Долли являлась генетической копией овцы-донора клетки.

"РОДИТЕЛИ" ДОЛЛИ

Эксперимент был поставлен Яном Вилмутом и Китом Кэмпбеллом в Рослинском институте в Шотландии. Авторы эксперимента с Долли выпустили книгу: 'The second creation: Dolly and the age of biological control'. Cambridge, Mass .: Harvard University Press, 2001.

В 2013 году профессор Кит Кэмпбелл, который был одним из отцов первого успешного случая клонирования овечки Долли в 1996 году, случайно наложил на себя руки в состоянии сильного алкогольного опьянения. Тело 58-летнего генетика было обнаружено 5 октября 2012 года в спальне его дома, он повесился на собственном ремне. Как оказалось, он был нетрезв и хотел напугать жену.

ИСТОРИЯ ИМЕНИ КЛОНИРОВАННОЙ ОВЦЫ

Сначала овце был присвоен идентификационный код 6LL3. Имя Долли она получила лишь через несколько месяцев после клонирования, когда ученые убедились, что животное жизнеспособно. Овцу назвали в честь американской кантри-певицы Долли Партон по предложению одного из ветеринаров, который помогал ученым при рождении овцы.

Как утверждают СМИ, овцу назвали Долли не просто из-за любви ветеринара к творчеству певицы. Овца была получена из клетки вымени, поэтому она и получила имя американской певицы Долли Партон, которая любила акцентировать внимание на своем крупном бюсте. Правда или это миф, по прежнему не известно...

СМЕРТЬ ДОЛЛИ

Клонированная овца прожила всего шесть лет, хотя средний возраст этого вида животных - 10-12. Долли умерла 14 февраля 2003 года от прогрессирующего заболевания легких, которое было вызвано ретровирусом. Такие заболевания чаще всего проявляются лишь у старых овец. Однако у ученых так и не появилось доказательств того, что причиной заболевания стало преждевременное старение. Поговаривают, что такая болезнь развилась у Долли из-за того, что ее постоянно держали в помещении и почти не выгуливали, что является необходимым фактором для долголетия и здоровья овец. Также несколько лет Долли страдала артритом-за избыточного веса тела. После вывода, что обе болезни убивают животное, было принято решение усыпить ее. За свою жизнь Долли успела родить шесть ягнят и стать любимицей многих ученых и людей.

9 апреля 2003 года мумифицированные останки овцы Долли передали в Эдинбургский музей.

ЗНАЧЕНИЕ КЛОНИРОВАНИЯ ДОЛЛИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

После успеха с Долли учеными были проведены эксперименты по клонированию различных млекопитающих: лошадей, быков, кошек, собак. В них также использовалась технология замещения ядер ооцита ядрами соматических клеток, взятых у живых взрослых теплокровных животных (мышь, коза, свинья, корова). Также проводились эксперименты по той же технологии с клонированием замороженных мертвых животных.

Несмотря на критику, ученые дали миру понять, что клонирование может быть использовано как для сохранения вымирающих видов, так и для воспроизведения трансгенных, искусственных видов и пород. Но такие простые методы, как те, которые применялись при получении Долли, не могут решить проблему генетического разнообразия. Для ее решения необходимо разрабатывать более дорогие и гибкие подходы. Также ученые не оставляют надежд благодаря технике клонирования возродить вымершие виды животных.

После появления Долли, тема клонирования поставила перед обществом ряд этических и философских вопросов. В СМИ начались разговоры о клонировании человека, к которым критически отнеслись представители разных религий, церковники, философы и политики.

Правительства некоторых стран ограничили финансирование и поддержку исследований по клонированию. А парламенты запретили исследования и разработки, прямо нацеленные на клонирование человека.

Известно, что в Китае существуют целые "фабрики клонов", о которых правительство предпочитает не говорить. В СМИ постоянно появляются сообщения об удачных клонированиях китайскими учеными собак и скота. Правда, такие центры являются нелегальными и их постоянно разоблачают.

ХРОНОЛОГИЯ КЛОНИРОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ:

1970 - успешное клонирование лягушки
1985 - клонирование костных рыб
1987 - первая мышь
1996 - овца Долли
1998 - первая корова
1999 - первый козел
2001 - первая кошка
2002 - первый кролик
2003 - первый бык, мул, олень
2004 - первый опыт клонирования с коммерческими целями (кошки)
2005 - первая собака (афганская борзая по кличке Снуппи)
2006 - первый хорек
2007 - вторая собака
2008 - третья собака (лабрадор по кличке Чейс). Клонирована по государственному заказу. Начало коммерческого клонирования собак

2009 - первое успешное клонирование верблюда. Также впервые на Ближнем Востоке (а именно в Иране) была успешно клонирована коза
2011 - восемь клонированных щенков койота

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНИЦЫ ДОЛЛИ: ПОЛЛИ И МОЛЛИ

Полли и Молли стали первыми клонированными овцами, которым был успешно введен человеческий ген для возможного применения в медицине. Для этого использовалась специальная технология, разработанная Кейтом Кемпбелом. Об успешном клонировании было объявлено в июле 1997 года. Две из трех овец выжили и получили имена Полли и Молли, по аналогии с первой в мире клонированной в 1996 году овцой Долли.

Ученые мечтали о том, что благодаря такому симбиозу генов они смогут лечить людей и спасать жизни, но, как показало исследование, на том этапе развития генетики такой эксперимент оказался неудачным. Поговаривают, что овцы и не прожили года, ведь человеческий ген их убил.

ПЕРВЫЙ КЛОНИРОВАННЫЙ ПЕС В МИРЕ - СНУППИ

24 апреля 2005 года на свет появился первый клонированный пес Снуппи. Произошло это в Сеульском национальном университете. Именно от названия заведения в сочетании со словом puppy (от английского - щенка) он и получил свое прозвище.

Щенок породы афганская борзая появился на свет под руководством профессора Сок Хвана. Им было создано тысяча девяносто пять клонированных эмбрионов, которые затем были имплантированы 123 "суррогатным мамам". Подтверждение беременности удалось получить только у трех из них, причем одна из беременностей закончилась выкидышем. Из двух новорожденных щенков один умер от пневмонии в трехмесячном возрасте, а второй - тот самый Снуппи - может похвастаться довольно насыщенной жизнью: в 2008 году он стал счастливым отцом девяти щенков (в помете их было десять, но один умер почти сразу).

Донором генетического материала, а значит, "оригиналом" для самого Снуппи, стал трехлетний пес породы афганских борзых Тай (Tai), ДНК которого было выделено из клеток кожи уха. Яйцеклетка была взята у собаки-метиса, а суррогатной матерью для щенка стала самка лабрадора.

Пока данных о смерти первого клонированного пса у СМИ нет. Известно лишь, что кроме удачного отцовства, Снуппи живет обычной жизнью обычного пса.

Поговаривают, что впоследствии ученый Сок Хвана уволился из университета и начал собственные исследования уже с человеческими эмбрионами, что наделало много шума в исследовательской среде. После удачного эксперимента с собакой, команде ученых из Сеульского университета удалось клонировать 30 собак и 5 волков.

В 2007 году были впервые клонированы поисковые собаки. Все семь клонов получили имя Топпи. Эти собаки поступили на работу в южнокорейскую таможню в июле 2009 года. Проект финансировался правительством Южной Кореи, стоимость проекта около 300 миллионов южнокорейских вон.

С 2004 года в США начали коммерческое клонирование котов, а с 2008 года все хозяева собак, которые потеряли любимца, также за немалые деньги могут воссоздать своего домашнего песика.

ВЕРБЛЮДИЦА ИНДЖАЗ И ЕЕ СУДЬБА

8 апреля 2009 года в ОАЭ, в Дубайском Центре репродукции верблюдов, родилась первая клонированная самка верблюда - Инджаз ("Достижение" в переводе с арабского языка). Доктор Нисар Ахмад Вани, репродуктивный биолог и руководитель исследовательской группы при Центре заявил, что после "несложной" беременности, продолжавшейся 378 дней, на свет появилась первая клонированная самка верблюда.

После удачного эксперимента с Долли, дубайские ученые начали исследовать опыт коллег из Британии. Программа финансировалась на государственном уровне, одним из эмиров ОАЭ.

Инджаз была создана из клеток яичников взрослой верблюдицы, убитой на мясо в 2005 году. Клетки были выращены в тканевой культуре, а затем заморожены в жидком азоте. После этого одна из клеток была введена в лишенную клеточного ядра яйцеклетку суррогатной верблюдицы, в которой под действием электрического тока и химической индукции было инициировано деление. В результате зародыш культивировался в течение недели и потом был имплантирован обратно в матку суррогатной верблюдицы.

Двадцать дней спустя ее беременность была подтверждена с помощью ультразвукового обследования и контролировалась в течение всего периода беременности. После рождения Инджаз ее ДНК была протестирована в лаборатории, а идентичность ДНК - официально доказана.

Отметим, что гонки верблюдов в ОАЭ являются прибыльным бизнесом, а потому породистые верблюды-чемпионы, которые, к сожалению, не являются вечными, являются очень ценными, а их клоны - бесценными.

По данным ученых, после удачного клонирования Инджаз и наблюдения за ее жизнью, которая не отличалась от жизни верблюдов, рожденных естественным путем, клонирование верблюдов в ОАЭ стало более массовым.

Волки Снувулф и Снувулфи

Южнокорейцам из Национального университета Гьеонсан в 2006 году удалось впервые клонировать волчат, которые позже получили имена Снувулф и Снувулфи. Основной целью клонирования было сохранение исчезающего вида, так как на воле в Корее на тот момент жило не больше 10 волчьих особей. Клонированные волки были доступны для публичного наблюдения - их демонстрировали в Сеульском зоопарке. Один из них, к сожалению, умер от инфекции прямо на глазах у посетителей.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Благодаря достижениям ученых-генетиков, мир узнал о том, что представляет собой клонирование. Если раньше человечество знало о таких экспериментах только благодаря писателя-фантастам и голливудским лентам, то теперь каждый образованный человек понимает, что благодаря технике клонирования перед обществом открывается множество возможностей. Конечно, хочется верить, что такие опыты и достижения ученых служат лишь полезной цели, такой, как спасение жизни, сохранение вымирающих видов и восстановление вымерших видов животных. Но никоим образом не хотелось бы, чтобы наука служила только финансовым интересам властных структур или удовлетворяла потребности состоятельных людей, которые мечтают "возродить" любимого кота или собаку. Также ужасно представлять себе "фабрики по клонированию" в странах Азии, где животных держат в невыносимых условиях, и ради достижения "идеального клонирования" забывают о человеческом отношении к братьям нашим меньшим.