«Я горжусь своим сыном, но мне очень-очень плохо без него», – мама убитого в Донецке 16-летнего патриота Украины Степана Чубенко

Категория: Политика
29 ноября 2016


«Я уверена, что и при аресте Степа не стеснялся своей проукраинской позиции. Он никогда не скрывал своих убеждений и ничего не боялся… В Краматорске он участвовал во всех митингах в поддержку целостности Украины. Когда в городе появились украинские военные, с друзьями стал носить им все необходимое… А во время обстрелов помогал спускаться в подвалы пожилым людям, добывал для них воду после того, как перестало работать водоснабжение»

11 ноября Народному Герою Украины, настоящему патриоту нашей страны, не боявшемуся высказывать свое мнение, исполнилось бы всего 19 лет.

В школе, где он учился, открыта мемориальная доска.

В небольшой квартире, расположенной на первом этаже самого обычного дома Краматорска, гостей встречает пес – помесь пинчера и добермана. Бим доброжелательный и приветливый. «Когда мы с псом дома вдвоем, я называю его то внучком, то Степой, уж больно похож характером на своего хозяина, – улыбается Сталина Чубенко, приглашая  меня в кухню. – Долгое время именно Степа просил меня завести собаку. Но я не соглашалась. Но как-то увидела щенка на базаре. Пришла домой, рассказала своим мужикам о глазках пса, и мы его забрали».

Я очень боялась поездки домой к Сталине и Виктору Чубенко. Общаться с семьями, которые потеряли близкого человека, тяжело. Воспоминания всегда приправлены слезами и невероятной болью. Что уж говорить о родителях, потерявших сына. Но здесь о Степе говорят так, как будто он вот-вот вернется.



«Степан Чубенко – самый юный гражданин Украины, убитый только потому, что он – украинец», – написал после награждения краматорчанина орденом «Народный Герой Украины» Юрий Бутусов в мае этого года

«Старший сын, Андрей, уехал на сессию, – объясняет мне Сталина, показывая комнату сыновей. – А мне кажется, что вместе с ним и Степка отправился в Харьков. Он ведь уже мог учиться в каком-то вузе, хотел получить юридическое образование в академии МВД. И вряд ли бы постоянно жил в Краматорске. А вообще у меня стойкое ощущение, что младший сын постоянно с нами. Он подает мне знаки, предупреждает, помогает, указывает дорогу. Он с нами».

…Летом 2014 года 16-летнего Степана задержали в Донецке, когда он вышел из киевского поезда. Тогда еще железнодорожное сообщение действовало. Поводом для ареста послужила желто-голубая ленточка, завязанная на его рюкзаке.

«ПРОХОДЯ МИМО НАШЕЙ СПАЛЬНИ НА КУХНЮ, СЫН ГРОМКИМ ШЕПОТОМ ПРОИЗНОСИЛ: «РОДИТЕЛИ, Я ВАС ЛЮБЛЮ»

– Я уверена, что и при аресте Степа не стеснялся своей проукраинской позиции, – говорит мама. – Он никогда не скрывал своих убеждений и ничего не боялся… В Краматорске он участвовал во всех митингах в поддержку целостности Украины. Когда в городе появились украинские военные, с друзьями стал носить им все необходимое… А во время обстрелов помогал спускаться в подвалы пожилым людям, добывал для них воду после того, как перестало работать водоснабжение.



Степа обожал пошутить, посмеяться. Фотографируясь, старался обыграть ситуацию. Этот снимок сделан в соляной шахте, поэтому мальчик «пробует» стену на вкус.

– Нашему сыну все было интересно, – говорит отец мальчика. – Сначала он занимался греко-римской борьбой, а затем увлекся футболом, да так, что мечтал стать профессиональным вратарем. Он защищал ворота нашей городской команды «Авангард». Ребята говорят, что во время матчей всегда чувствуют присутствие Степы. Как будто он сидит на скамейке запасных…



Степан Чубенко был отличным вратарем

С друзьями Степа организовал команду КВН, взял шефство над детским домом в Краматорске: ездили туда, возились с малышами, привозили им игрушки, одежду, книжки, вкусности. Не раз, возвращаясь домой после таких визитов, говорил нам: «Это закончится тем, что я усыновлю всех ребятишек».

– Степа был откровенен со мной и мужем, – продолжает Сталина. – И не стеснялся выражать свои чувства. Бывало, ночью крадется на кухню к холодильнику, и, проходя мимо нашей комнаты, говорит: «Родители, я вас люблю!» Как-то он взял меня в Киев на игру его любимого клуба «Шахтер». Представляете, с мамой поехал на футбол! И в столице первым делом мы пошли в Музей Великой Отечественной войны. Сын с огромным вниманием относился к ветеранам. В День Победы покупал цветы и дарил их на улицах людям с боевыми наградами.

В начале военных событий на Донбассе Сталина вместе со Степой уехала в Россию проведать отца и привести в порядок могилу мамы.

– Я думала, побудем в гостях до тех пор, пока дома все не успокоится, но сын стал требовать возвращаться в Краматорск, и спорить с ним было невозможно. Он не мог и не хотел прятаться, – вздыхает Сталина. – Кстати, сына пытались обвинить в поджоге Дома профсоюзов в Одессе 2 мая. А мы с ним в это время находились в России. Пришлось даже брать у пограничников обеих стран справки о пересечении границы…

В начале июля Степа поехал к другу в Киев. Оттуда домой отправился 23 июля. Почему он взял билет на донецкий поезд? Родители сами до сих пор пытаются найти ответ на этот вопрос. Но именно на вокзале подростка задержали.

– Тогда хватали мужчин, чтобы рыть траншеи и окопы, – говорит Сталина. – А Степа же крепкий, высокий. Выглядел старше своих 16 лет. Мне позвонил «ополченец» и сообщил об аресте сына. Мы с Витей тут же отправились в Донецк.

– Сначала нам сказали, что Степу отправили в Горбачево-Михайловку рыть окопы, – говорит Виктор. – Но там мы его не нашли. Расспрашивали о сыне всех, кого только можно. Его никто не видел. А местное сепаратистское начальство говорило: ваш сын сбежал во время минометного обстрела. Однажды подошли к двум местным женщинам, показали фотографию Степы. Одна из них спросила: «Он у вас за кого?» – «Какая разница, ему всего 16 лет, ребенок совсем!» – «И все же – за кого?» – не успокаивалась она. Другая женщина, увидев снимок нашего сына, отвернулась. Чуть позже она призналась: «По селу прошел слух, что расстреляли 16-летнего подростка. Может, это ваш сын и есть»…

– Несколько суток мы провели возле здания Донецкой обладминистрации и все же дождались Александра Захарченко, – добавляет мама. – Он выслушал нас, а на следующий день сообщил, что Степа расстрелян…

Мы с мужем не хотели верить в эти слова, поэтому продолжали расспрашивать дончан, обошли все места, где могли держать пленников. Выяснили, что сына начали избивать еще в Донецке за желто-голубую ленточку на его рюкзаке и шарф футбольного клуба «Карпаты». В Горбачево-Михайловке, куда Степу перевезли, издевательства продолжились. Но где тело нашего сына, мы никак не могли узнать. Толком ничего не узнав, вернулись домой… Только в конце сентября 2014 года нам позвонили и сообщили: задержаны и допрошены те, кто издевался над Степой, они указали место, где его похоронили, готовится эксгумация тела. Ее провели 3 октября. Это была пятница. Конечно же, мы с Витей присутствовали при этом. Я стояла возле могилы и, пока ее раскапывали, продолжала надеяться, а вдруг это ошибка, и там не Степа… Даже увидев одежду сына, подумала: может, ее надели на другого человека? Но чем внимательнее рассматривала тело, тем больше убеждалась, что это мой ребенок. Убийцы сняли с него кроссовки. Он был в носках. Руки связаны скотчем за спиной… Так бояться безоружного подростка, чтобы его связывать? На голове у Степы была футболка, в которой он играл в КВН. Сомнений не было. Но даже после эксгумации сына нам сразу не отдали. Степа еще месяц находился в морге. Похоронить его мы смогли только 8 ноября, накануне его 17-летия…

– Мы знаем, что сына убили трое боевиков из батальона «Керчь», – продолжает Виктор. – Но после допроса двое сбежали. Они сейчас находятся на территории оккупированного Крыма. К тому, которого арестовали, жена даже ездила в Донецк на очную ставку. К сожалению, ее так и не провели…

Гибель Степы стала огромным потрясением и для его друзей. Футболисты «Авангарда» заказали баннер с портретом своего вратаря и надписью «Навiки перший». Его теперь разворачивают на всех футбольных матчах команды. 



Друзья Степы сделали большой баннер, который разворачивают на играх. – Для ребят смерть Степы стала такой же потерей, как и для нас с мужем, – говорит Сталина. – Этим летом они провели уже второй футбольный турнир памяти Степана Чубенко. Недавно принесли нам домой коробку. Оказывается, друзья Степы, фанаты-ультрасы, затеяли сбор денег на изготовление памятника. Собранную сумму – 1880 гривен – мы с мужем пока не трогаем. Мемориальную доску, которую установят в школе, где учился Степа, мы уже заказали и оплатили. Она будет не мраморной, мрачной, а керамической, цветной, яркой, каким был сам Степа. А еще ребята-футболисты пишут письма, собирают подписи, чтобы в Краматорске в честь Степана Чубенко назвали одну из улиц.



«Сын засиживался за компьютером, а я его ругала, отправляла спать. Не знала же, что он воспитывает «вату»

Единственная награда, которой был удостоен Степан, – негосударственный орден «Народный Герой Украины». Родители получили его из рук Георгия Туки 7 мая этого года в зале Мемориала Второй мировой войны. Стараясь сделать свой вклад в церемонию награждения, Сталина привезла невероятно красивые брошки, сделанные краматорскими школьниками. Многие бойцы, получив награды и узнав о том, кто и откуда привез сувениры, подходили в маме Степана, обнимали ее, говорили слова благодарности. Для тех, кто знает историю Степы, он – образ настоящего патриота Украины. 



Награду сына в Киеве получила его мама

– Во время награждения мы познакомились с такими замечательными людьми, – вспоминает Сталина. – Общаясь с ними, все время думала: вот кого бы я хотела видеть в составе правительства, в министерствах обороны, здравоохранения… Мы с мужем особо не рассказывали о том, что едем на награждение, но когда вернулись в Краматорск, были приятно удивлены: нас торжественно встречали наши друзья, волонтеры из организации «Краматорские пчелки», депутат горсовета, патриотически настроенные жители. В тот же день мы отвезли желто-голубой букет хризантем на могилу Степы.



Орден хранится в комнате Степана, на его столе. Рядом с книжечкой его стихов и эссе, которую родители издали небольшим тиражом.

– Уже после смерти сына, разбирая файлы в его компьютере, тетради в его столе, я обнаружила немало интересного, – Сталина достает пакет с рисунками сына, листочками, исписанными совсем детским почерком, а затем более взрослым. – Он писал статьи. Причем и свои рецензии на футбольные матчи, и размышления о жизни, о том, как и что нужно менять в стране. Ему до всего было дело. Помню, по ночам он долго засиживался за компьютером. Я его ругала, отправляла спать. И только после похорон зашла на его страничку в социальной сети и прочла переписку, в которой он объяснял людям, что происходит на Донбассе, как все было на Майдане. Сказал бы мне: «Мама, я воспитываю «вату». И я бы его не трогала. Особенно мне понравилось, как он кому-то объяснял: «Представь, что ты женат. Твоя жена уже немолодая, больная, некрасивая, а ты познакомился с молодой девушкой. Ты ведь не приведешь ее в дом к жене, а уйдешь к новой женщине… Если любишь Россию, уезжай и живи в России». Откуда в 16-летнем ребенке такие сравнения, такое понимание жизни? Меня саму это удивляет. А в тетрадках он мог переписываться с учителями. Вернее, не переписываться, а в ответ на замечания рисовать комиксы. Особенно, если ему было скучно. Перебираю тетради сына – и улыбаюсь. Шебутной он был… Он, если ему нужно было, мог обвести вокруг пальца любого взрослого. Бывало такое, прибегает ко мне в кабинет: «Я домой, потому что уже на больничном, мне школьная медсестра разрешила»… И я понимаю, что он и «ополченцам» мог навешать лапшу на уши, рассказать им какую-то легенду. Но именно потому, что это были враги, он этого не сделал. Уверена, что дерзил им и говорил все, что думает.



Тетрадь Степы и его переписка с учительницей от имени жирафа Антона

– Когда мы были с сыном в России у моего отца, помню, смотрела местные новости, и за голову хваталась – что у нас творится! – вспоминает Сталина. – А Степа смотрел видео в интернете и мне показывал: «Смотри, мама. Этого россияне не покажут»… И правда – я видела совсем другое… Сын не поддавался на российскую пропаганду, старался сам анализировать происходящее. Я общаюсь с некоторыми знакомыми из России до сих пор. Там тоже есть адекватные люди, просто для них сейчас опасно высказывать свои мысли. Но общаться с такими нужно, говорить им правду о наших событиях. Поэтому я никогда не рву общения. Если человек хоть немножко слушает, нужно вести с ним беседу.

Нам всем не хватает Степы, – продолжает мама. – Ко мне и в школу, и домой забегают его одноклассники, друзья-футболисты, ребята «ультрас». Поговорим-повспоминаем Степу, посмеемся его шуткам… Во время таких бесед я больше узнаю о сыне, о ситуациях, в которые они с ребятами попадали. Сам же не все рассказывал, как все подростки.

В день рождения сына Сталина выложила этот пост на своей страничке в «Фейсбуке»: » 11 ноября… Ровно 19 лет назад на свет появился малыш, который доставил нам много светлых приятных воспоминаний и который так рано покинул нас. Не по своему желанию… Страшно и мучительно… И только потому, что любил страну, в которой родился и вырос… Мы не ищем других родителей, если наши вдруг заболеют, а лечим их. Так и с Родиной. Он в свои 16 лет понимал это лучше многих взрослых. Я горжусь своим сыном, но мне очень-очень плохо без него.

Сегодня меня и Степиного друга Стаса пригласили в исторический музей, где его сотрудники во главе с директором Волошиной Натальей Евгеньевной организовали для старшеклассников урок памяти Народного Героя Украины. Я не могу словами передать ту теплоту атмосферы, те трогательные, из глубины сердца идущие слова о нашем сыне. Видео, стихи, песня, цветы, свеча памяти, тишина, слезы и внимательные глаза детей. Это дорогого стоит.

На кладбище мы пришли ближе к вечеру. Чуть не плакали, встретив там Степиных друзей из Краматорска и…Кировограда, специально приехавших в день рождения на могилу друга. А 8 ноября, в годовщину похорон, во время футбольного матча они почтили его память 10 минутами молчания и огромным самодельным баннером с портретом и словами: «У наших серцях». На своей странице в контакте они написали:

«…человек жив, пока жива память о нем… Ровно 2 года назад, 08.11.2014, мы прощались с нашим братом, человеком, который является символом движа, человеком, из уст которого впервые прозвучало наше имя — Краматорцi, человеком, без которого наша семья уже никогда не будет в полном составе – Степой Чубенко. В траурный для всех нас день, наш сектор не мог не почтить память Степы по-особому: большой текстовик с портретом настоящего Героя Украины, сектор без роз и 10 минут молчания… Брат, ты всегда в наших сердцах и всегда с нами!»

21 ноября в 10 часов утра в школе № 12 города Краматорск, где учился Народный Герой Украины Степан Чубенко, прошла линейка памяти и была открыта мемориальная доска. 



Бутсы сына, его вратарские перчатки и несколько книжек стихов родители Степана Чубенко передали в Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне. Их можно увидеть в экспозиции, посвященной войне на Донбассе и людям, получившим орден «Народный Герой Украины»
+2
Добавьте свой комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Вам будет интересно:
Регистрация